«Война
Опубликовано 13.08.2010 - В рубриках: Статьи
Это, пожалуй, одна из наиболее туманных по смыслу песен Цоя. Ее можно понимать как минимум тремя способами ( по крайней мере, моей голове пока доступны лишь три способа).
Первый – это то, что песня о реальной войне в прямом смысле. Поначалу я так ее и понимала. Тогда понятно, почему в первом куплете поется о неуверенности в завтрашнем дне, погибших и выживших. Тогда «между землей и небом» можно понять в том смысле, что война ведется в человеческом мире (в китайской философии человек считался как бы тем, кто находится посередине между землей и небом, т. е в нем есть и от земного, и от небесного. В припеве поется, что с этой войной ничего нельзя поделать. С другой стороны, последние строчки обоих куплетов можно понять как намек на кто дает выход из сложившейся ситуации.
Но если принять эту трактовку, то непонятно, какова связь второго куплета со всей остальной песней.
Возникает вторая трактовка. Война между землей и небом, в особенности для любителей мистического, становится войной между добром и злом, между дьяволом и богом. Многие понимают эту войну как войну внутри человека. В человеке есть темное и светлое («день и ночь») и они постоянно находятся в конфликте. Но тогда опять непонятно, кто «стена» и «плечо», «дверь», «ключ» и «замок». можно понимать это опять же в религиозном ключе, как борьбу добра со злом, пришествие Мессии и т п.
Но у меня при прослушивании этой песни возникают несколько иные ассоциации.
Я считаю, что во втором куплете говорится о людях, которые делят мир на черное и белое ( т. е. добро и зло). В другой же песне Цоя, «Дети проходных дворов», говорится: «нам (т е. тем, к кому себя причисляет лирический герой Цоя) нет дела до тех, кто черный, кто белый». Деление мира на «добро» и «зло» приводит к печальным последствиям: « кто не с нами, тот против нас» (ведь мы же за добро, а они за зло, а значит, с ними надо бороться). собственно, из-за такого деления происходят войны. А песня как раз-таки о войне.
Люди, для которых теорема верна – я понимаю, это те, кто живет обычной жизнью, мыслит стандартными схемами. Как правило, это равнодушное обывательство. Оно тоже не приводит ни к чему хорошему, как и деление мира на доброе и злое. Одни разделят мир на доброе и злое так, как они считают нужным, а другие из-за несамостоятельности мышления и наплевательства в это поверят и пойдут воевать с теми, кто «злой». Где бы ты не был, чтоб ты ни делал – война.
И все же Цой дает надежду: может появиться кто-то, кто найдет в себе силы перебороть эту ситуацию. Человек с новым типом мышления, человек с огромной внутренней силой.
Все основатели мировых религий или философских учений пытались быть «дверью»- то есть вырваться из этого порочного круга стандартного мышления, но возникали люди, которые все еще больше опошляли и запутывали, превращая учение в догму. поэтому Цой выражает надежду, что появятся и понимающие люди, которые распутают этот клубок. Так я понимаю последние две строки первого куплета.
В каком-то из интервью Цой говорил, что хочет, чтобы между людьми возникло понимание, чтоб все нации и конфессис начали понимать друг друга. Я думаю, что «Война» тоже касается этой темы: пока мы будем равнодушны или наоборот фанатично преданны «добру», в неоспоримости которого нас убедили, понимания между людьми не возникнет.
Комментарии
Оставьте отзыв