Последний герой

Виктор Цой

Что важнее: текст, музыка, личность?

Опубликовано 03.09.2011 - В рубриках: Статьи

В последнее время меня что-то бросило в очередной цикл философствований по поводу значения группы «Кино» для ее слушателя. Эта статья посвящена тому, над чем «киноманы» и знатоки музыки часто ломают копья в вопросе того, что важнее – «музыка или текст», «музыка или харизма». Когда фанатов Цоя упрекают в незнании того, что музыка Цоя вторична и в незнании музыки вообще, они обиженно отвечают, что любят Цоя не за музыку (собственно, они и музыкантов группы «Кино» ставят ниже ее лидера), а за его «энергетику». По их мнению, он мог быть кем угодно – его все равно бы любили (такими словами ответят более-менее взрослые и осознанные  киноманы так, а те, что помладше по незнанию ответят в таком духе: «Если ты не можешь оценить этого величайшего музыканта, то слушай свою попсу»). Меломан, который даже и положительно относится к группе «Кино», может задать удивленный вопрос:

 

«…если бы ВЦ не был голосом и текстовиком группы «Кино», или как вы говорите «певцом», или как его в запущенных случаях некоторые называют «солистом», откуда бы вы (и прочая публика) знали его? история — она, безусловно, не терпит сослагательных наклонений, и мало ли кем он мог быть ещё, но стал-то он известен именно за счёт той музыкальной деятельности, которую он ваял вместе с киношниками, за счёт магнитофонного самиздата и клубных\квартирных выступлений. И влияние, о котором вы говорите, на публику он имел именно песнями, ну ещё и выработанным визуальным образом, когда у «Кино» стали появляться концерты»

 

«Цоевская глубина» и харизма, за которую его любят поклонники, проявляется и в песнях тоже, и именно через творчество, через песни поклонники ее узнали, потому что они не имели и не имеют возможности общаться с ним лично и прочувствовать эту энергетику прямо (киноманскую мистику оставляем в стороне, стоя на научных позициях, ибо истолковать ее можно по-разному). Да, еще Цой снимался в кино, но туда он опять же попал благодаря творчеству как рок-музыканта. Он мало кого интересует как художник, как мастер нэцке, что примечательно. Эти аспекты известны киноманам только потому что они знают о музыканте Цое. И нужно сказать, что песни в рок музыке и их автор неразделимы в том смысле, что даже не отражая в текстах свою реальную жизнь, автор вкладывает в нее свою душу, выражает то, что ему интересно.

Хотелось бы расставить точки над i  и в вопросе того, что все таки действительно важнее в самой песне: текст, музыка, подача, личность автора?

Расхожий стереотип о том, что в русском роке главное текст, не совсем отражает действительность: в русском роке, действительно, виртуозность исполнения никогда не ставилась выше текста, но музыка тоже важна, хотя и проста. Не нужно забывать, что период расцвета «советского рока» пришелся на 80-е, когда по всему миру входила в моду достаточно лаконичная музыкальная форма, а виртуозность считалась «несовременной». Вообще,  жанр песни это не совсем то же самое что жанр инструментальной музыки. И критики группы «Кино», обвиняющие ее во вторичности, и многие фанаты Цоя и «русского рока», забывают об этом. Песня – это комплексный жанр, который включает в себя и музыку, и текст, и имидж, и подачу, и личность исполнителя (это справедливо для независимого рока, но  уже не всегда справедливо для эстрады). И саунд, и атмосфера исполнения в роке крайне важна – недаром же меломаны собирают все версии записей и исполнения одной и той же песни. Препарируя этот сложный организм, Вы неизменно утрачиваете важную для восприятия информацию, поэтому я всегда считала осознанной или не осознанной ограниченностью не интересоваться музыкой или игнорировать текст.

Поэтому, обвиняя Цоя в копировании западных образцов музыки, и критики упускают из вида, что Цой-то писал песни, и если даже в песне музыка будет похожа на The Cure, то восприниматься она будет совсем иначе, если в песне будет иной текст, если петь ее будут в иной манере, если она будет записана с другими инструментами и в других условиях. Иные западные группы брали от тех же  The Cure куда больше Цоя (это если в сумме рассматривать, а не разбирать процент заимствованных нот, ведь пост-панк такой стиль, что там можно кучу схожестей нарыть).

Более того, для уха русского человека, которое часто стереотипом «русского рока» запрограммировано на первичное восприятие лидера и текста, сходство в музыке может пройти мимо. В восприятии  важно не то, что у группы «Кино» в такой-то песне содрана партия соло-гитары или уж тем более гармония (особенно смешно, когда они еще из разных песен разных групп). Важно то, как структурированы эти заимствованные элементы, что в них привнесено нового. Вся японская культура, которой восхищается мир, построена на заимствовании и адаптации элементов других культур. Но это не значит, что она хуже и менее ценна для мира. Ведь манга – это уже не то, что Дисней, и именно поэтому ее покупают на Западе, хотя рисовка пошла оттуда. Так же и песни Цоя – это уже не голое копирование, это другой мир с другими установками. Если Роберт Смит рисует нам картины умирания, сказки о заблудившемся в лесу, пропетые плачущим голосом, то Цой берет ту же музыкальную форму для реализации других художественных задач. Его лирический герой — это образ немного ироничного, но все же романтика, мужественного и собранного героя, задумывающегося о смысле бытия,  и в то же время простого парня из новых районов. В конце концов, мы живем в совсем другой стране, и если бы Цой полностью копировал песни западных рок-групп, они бы были менее востребованы у народа. Мы из другого теста, нам не так близка «уязвимость», диссонансы готики 80-х. Однако музыку группы «Кино» нельзя назвать абсолютным порождением СССР, Цой был двойственен – кто-то сказал, что это была здоровая прививка неоромантизма в совке, и был прав.

Итак, объективно важно все (а может, быть не важно ничего :)). Но ценят эти песни разные группы людей за что-то определенное. Мне думается, что песни Цоя для его поклонников ценны не красотой слога, не виртуозностью исполнения, а «харизмой автора», отражением его души.  Незашоренные любители такого сорта музыки, как пост-панк, понятное дело, будут ценить звук drum machine, лаконичные партии соло-гитары с дилеем, ритмичность и простоту музыки, а также стильный имидж группы. Те, кому нравится все восточное – оценят интересную внешность и необычный тембр голоса лидера группы, напоминающий об Алтае и Тибете. Философы и филологи, да и просто любители «мудрых слов»  будут анализировать тексты. А кому то будет нравиться все вышеперечисленное. И это только доказывает, что все это равноценно.

Комментарии

Один отзыв на «Что важнее: текст, музыка, личность?»

  1. Reaks 04.01.2013 17:07

    Личность! От личности все идет , и песни и текст!

Оставьте отзыв




Тут просто рекламные ссылки, чтобы поддерживать работу сайта

Рекламные ссылки, чтобы покрыть содержание сайта