Мое понимание песни «Спокойная ночь»
Опубликовано 11.08.2010 - В рубриках: Статьи
Очень часто эту песню любят толковать разнообразные «эзотернутые» и религиозные люди. Причем толкуют ее символы таким образом: стук копыт ночь — это указание на темные, дьявольские силы, небесный пастух… ну вы сами догадываетесь кто. Для эзотериков и христиан в этой песне видится борьба добра и зла в образе ночи.
При этом совершенно забывается о самом авторе и его отношении к ночи. «Ночь для меня — это время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Кроме того, ночь наполняет меня ощущением мистики» — говорит Цой в интервью журналу «Рокси». Теперь вспомним песню «Ночь», которая также посвящена этому времени суток. «Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин».
В песне «Спокойная ночь» и без этого совершенно ясно, что лирический герой не рассматривает ночь как олицетворение зла, ночь для него — желанное время: «Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал — перестали молчать». Но вырванная из контекста песни фраза «ночь сильней, ее власть велика» видится религиозным исследователям в контексте того, во что они верят.
Образ «небесного пастуха», в котором видят сложный евангельский символ, можно объяснить гораздо проще и поэтичнее ( не бдем забывать, что Цой все же не релииозный деятель, а творческий человек): это ветер, который гоняет облака, похожие на овец, по небу (некоторые считают, что это луна, но мне больше симпатичен ветер). Когда я еще не сильно понимала песни Цоя и мало знала о нем, у меня и в мыслях не возникало никаких параллелей с Евангелием, я вообще считала, что Цой подразумевает под «небесным пастухом» какое-то шаманско-корейское невидимое божество неба и ветра:)))
«Стук копыт», по моему, имеет отношение к христианским символам не непосредственно, а через художественную литературу. когда я слышу эту песню, мне представляется образ всадников и лошадей, которые скачут по небу, удаляясь от земли. И вообще, как я думаю, сама песня навеяна концовкой романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Мастер и Маргарита в сопровождении Воланда и его свиты отправляются в другой мир. ( отсюда и христианские символы в песнях не религиозного, но знакомого с русской литературой человека).
Разобрав самые заметные образы в этой песне, теперь можно перейти к ее сути. А суть как раз-таки вовсе ни о какой борьбе тьмы со светом. Это песня о волшебном, о том чуде, ко оторого обычные люди не замечают вокруг себя. В этой песне есть противостояние ,но вовсе не зла и добра, а лирического героя, «тех кто спасен» и «соседей». Если уж эту песню с натяжкой можно назвать «песней о добре и зле», то «зло» (а точнее, то, что не симпатично, не близко лирическому герою, то, о чем он поет со злой иронией тут как раз — это не ночь, которая сильнее (и поэтому страшащая религиозных исследователей», а обывательский мир, мир людей, который тщетно пытается бороться с властью ночи, подмять под себя великое своей мелочностью. «Соседи приходят, им слышится стук копыт, Мешает уснуть, тревожит их сон. Те, кому нечего ждать, отправляются в путь. Те, кто спасен».
То есть люди, даже поглощенные заботами и суетой, все равно чувствуют, что живут не совсем полной и интересной жизнью, чудо, которого ждал и видит лирический герой, все равно косвенно затрагивает их, но они воспринимают это не с интересом, а с раздражением: ночью все НОРМАЛЬНЫЕ люди обязаны спать!
Интересно, что сверхъестественное в данном случае происходит не само по себе. Особенность фантастики Цоя — это преимущественн действие обычных людей в фантастическом антураже, его сверхъестественное — в обыденном. Чудо здесь осуществляют точно такие же обычные люди, но стоящие по другую сторону баррикад: те, кому нечего здесь ждать, те, кого не устраивает этот «обычный мир». Они находятся не в конфронтации с ним, а пытаются убежать от него, спастись. Они убегают в ночь и таким образом открывают в себе силу и правильный путь — ведь ночь гораздо сильнее обычного мира, «мира города».
Но лирический герой Цоя, как всегда ни на чем не настаивает. Он просто рассказывает о том, что есть и предлагает выбор. «А тем, кто ложится спать, спокойного сна». Можно это понимать и как просто пожелание, но в контексте моего понимания это несколько злая усмешка: продолжайте спать, соседи, не видя чудес которые происходят у вас под носом. В таком понимании это уже не просто сон, а умственная лень и сон души.
Комментарии
14 комментариев на «Мое понимание песни «Спокойная ночь»»
Оставьте отзыв
Мне понравилась Ваша трактовка песни, во многом согласна, особенно в конце про сон души. Спасибо!
я трактую это вот так:
провожу параллели с другими песнями.
«для них есть только серый день и они хотят жить этим днем» — «тревожит их сон…тем кто ложится спать…» это укор серой массе, стереотипному мышлению, шаблонам, образу жизни «спать, есть, не думать».
еще параллель «город стреляет в ночь…но ночь сильней ее власть велика» — «фонари все погаснут, а звезды будут светить» ночь это вечность, вечные ценности; город — суета, мимолетное, наносное.
«мы ждем перемен» — «те, кому нечего ждать садятся в седло, их не догнать»
тут всё понятно. кто-то ждет лучших времен, а кто-то уходит от проблем. уезжает.
Руслан, в третьем примере ты чего-то от себя додумал.
Вроде бы там нет ни намека на «уход от проблем». Гораздо логичней рассматривать как уход от «города», который ты сам же охарактеризовал как «суета, мимолетное, наносное», к чему-то более ценному и настоящему.
Какая чушь.
Первый куплет — чисто художественная красота текста, четверостишие о ночи.
А потом пошло. Смысл на поверхности: просыпаемся, ребята, пора, нам «нечего ждать», пришло наше время, а значит мы спасены (потому что боремся/добиваемся и проч.).
А «спящим», т.е. ни черта не деляющим, не добивающимся чего-то — «спокойного сна, спокойная ночь», т.е. спите дальше.
Все! Очень милая и песня, с цепляющим припевом, как и должно быть. Не большой поклонник творчества Виктора Цоя, но эту песню люблю, считаю ее одной из самых сильных в его творчестве.
Согласен, что песня про умственную лень и сон души. По моему это даже не «злая усмешка», а «горький упрек» тем, кто ложится спать (умом и душой). Ведь пришло время, которое все ждали — 1. те, кто молчал, перестали молчать, 2. те, кому нечего ждать, садятся в седло. То есть появилась какая-никакая гласность и свобода. Эта песня перекликается с песней «Легенда» (Эй, а кто будет петь если все будут спать) и «Попробуй спеть вместе со мной»
Поддерживаю Артема. Вспомните, в какое время пелась песня. «Все кто молчал — перестали молчать» — автор этой длинной бредовой трактовки , которую я даже дочитать не смогла,, ты хоть понимаешь, что эти слова значат? Историю почитай.
Статейку не читал. Но об этой песне могу сказать вот что. «Спокойная ночь» — это песня о жизни и смерти. Жизнь — это борьба, переживания, страдания, размышления, взгляды на происходящее, там есть все. Когда мы умрем, то уйдем в глубокий сон. Цой желает всем, кто ушел от этой жизни, спокойного сна. Спокойного сна тем, кто прошел через этот мир, мир всего. Суть здесь проста: мы все завтра умрем. Он призывает хоть на время задуматься об этом…
Почему если вы хотите выразить несогласие, обязательно нужно прибегать к хамскому тону?
И советую вам почитать его интервью, где он говорит что не пишет политических песен. А еще комменты людей, знавших его и говорящих, что он вне времени, и его песни — о вечном. У меня все.
Очень удачное толкование, начиная с «Мастера и Маргариты» и заканчивая теми, кто ложится спать.
А мне кажется , что зрелое зерно есть и в рассуждениях автора статьи и в рассуждениях » религиозников» и т. д Ведь как бывает пишутся песни? ОНи приходят вдруг, может быть что- то корешируется, может быть нет, и конечно, частица самого автора присутсвует, но они не выдумываются умом человека. Всё что делает автор , когда пишет , это намеренно или невольно попадает «в струю» того света, который ему открывается, настраивается на небо , как камертон. ТО есть он принимает информацию: и именно поэтому текст может даже для самого автора оказаться откровением! ТО есть что хочу сказать: наверное не нужно » сужать» песню до какой- то одной смысловой трактовки- это было бы не правильно- песи эти намного мощнее и шире, чтобы быть » узкопрофильными» , поэтому- то они и задевают, попадают в такое количество людей из самых разных возрастных, социальных пластов? ДА и сам Цой говорил, что в его песнях каждый должен найти что- то своё. ОСмелюсь предположить, что после написания он открывал в своих песнях и сам новые смыслы , чувствуя это множество соединительных нитей , цепочек от одного к другому… ЖИзнь же не делится только на чёрное и белое: есть ещё множество оттенков- верное утверждение, но так же и верно то, что белый цвет и чёрный — как раз и включают в себя эти оттенки, состоят из них. ПОэтому, моё мнение, что и добро и зло, и жизнь и смерть , и сон души и её рассвет, и действие и бездействие- всё это синонимы одного и синонимы другого, просто на разных уровнях восприятия , или на разных уровнях сознания, течения времени , выражение одного и того же элемента, субстанции в разных обстоятельствах: как вода может быть и твёрдой и жидкой и газообразно, так и те вечные понятия , жизненные категории, которые воспевает Цой : любовь , смерть, жизнь…
Согласен полностью с Артемом. Это повествование о жизни того времени. Перестают молчать, особенно молодое поколение, и идут в новом направлении уставшие от запретов и указаний, как правильно жить. Те кто почувствовал вкус будущего, вряд ли повернут назад и вряд ли старое поколение их догонит. Им достается лишь «стук копыт» от соседей, которые никак не хотят сделать музыку потише.
Поддерживаю тех, кто считает, что песня о закате СССР. Люди наконец то начали понимать в каком дерьме они живут и начали об этом говорить. У кого была возможность уезжали в другие страны.
Люди, ясно же как день что автор хочет положить поспать людей зависимых от быта и не желающих двигаться вперед поспать
Изучайте восточную философию, дзен, буддизм. Сон (неосознанность) — обычное состояние обычного человека. Просветление, пробуждение, осознанность — состояние достигших, состояние будд — тех, кто преодолел колесо перерождений, тех, кто спасён. А тем, кто ложится спать, спокойного сна.