Последний герой

Виктор Цой

Мое понимание песни «Спокойная ночь»

Опубликовано 11.08.2010 - В рубриках: Статьи

Очень часто эту песню любят толковать разнообразные «эзотернутые» и религиозные люди. Причем толкуют ее символы таким образом: стук копыт  ночь — это указание на темные, дьявольские силы, небесный пастух… ну вы сами догадываетесь кто.  Для эзотериков и христиан в этой песне видится борьба добра и зла в образе ночи.

При этом совершенно забывается о самом авторе и его отношении к ночи. «Ночь для меня — это время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы. Кроме того, ночь наполняет меня ощущением мистики» — говорит Цой в интервью журналу «Рокси». Теперь вспомним песню «Ночь», которая также посвящена этому времени суток. «Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин».

В песне «Спокойная ночь» и без этого совершенно ясно, что лирический герой не рассматривает ночь как олицетворение зла, ночь для него — желанное время: «Я ждал это время, и вот это время пришло. Те, кто молчал — перестали молчать». Но вырванная из контекста песни фраза «ночь сильней, ее власть велика» видится религиозным исследователям в контексте того, во что они верят.

Образ «небесного пастуха», в котором видят сложный евангельский символ, можно объяснить гораздо проще и поэтичнее ( не бдем забывать, что Цой все же не релииозный деятель, а творческий человек): это ветер, который гоняет облака, похожие на овец, по небу (некоторые считают, что это луна, но мне больше симпатичен ветер). Когда я еще не сильно понимала песни Цоя и мало знала о нем, у меня и в мыслях не возникало никаких параллелей с Евангелием, я вообще считала, что Цой подразумевает под «небесным пастухом» какое-то шаманско-корейское невидимое божество неба и ветра:)))

«Стук копыт», по моему, имеет отношение к христианским символам не непосредственно, а через художественную литературу.  когда я слышу эту песню, мне представляется образ всадников и лошадей, которые скачут по небу, удаляясь от земли. И вообще, как я думаю, сама песня навеяна концовкой романа Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Мастер и Маргарита в сопровождении Воланда и его свиты отправляются в другой мир. ( отсюда и христианские символы в песнях не религиозного, но знакомого с русской литературой человека).

Разобрав самые заметные образы в этой песне, теперь можно перейти  к ее сути. А суть как раз-таки вовсе ни о какой борьбе тьмы со светом. Это песня о волшебном, о том чуде, ко оторого обычные люди не замечают вокруг себя. В этой песне есть противостояние ,но вовсе не зла и добра, а лирического героя, «тех кто спасен» и «соседей». Если уж эту песню с натяжкой можно назвать «песней о добре и зле», то «зло» (а точнее, то, что не симпатично, не близко лирическому герою, то, о чем он поет со злой иронией тут как раз — это не ночь, которая сильнее  (и поэтому страшащая религиозных исследователей», а обывательский мир, мир людей, который тщетно пытается бороться с властью ночи, подмять под себя великое своей мелочностью. «Соседи приходят, им слышится стук копыт, Мешает уснуть, тревожит их сон. Те, кому нечего ждать, отправляются в путь. Те, кто спасен».

То есть люди, даже поглощенные заботами и суетой, все равно чувствуют, что живут не совсем полной и интересной жизнью, чудо, которого ждал и видит лирический герой, все равно косвенно затрагивает их, но они воспринимают это не с интересом, а с раздражением: ночью все НОРМАЛЬНЫЕ люди обязаны спать!

Интересно, что сверхъестественное в данном случае происходит не само по себе. Особенность фантастики Цоя — это преимущественн действие обычных людей в фантастическом антураже, его сверхъестественное — в обыденном. Чудо здесь осуществляют точно такие же обычные люди, но стоящие по другую сторону баррикад: те, кому нечего здесь ждать, те, кого не устраивает этот «обычный мир». Они находятся не в конфронтации с ним, а пытаются убежать от него, спастись. Они убегают в ночь и таким образом открывают в себе силу и правильный путь  — ведь ночь гораздо сильнее обычного мира, «мира города».

Но лирический герой Цоя, как всегда ни на чем не настаивает. Он просто рассказывает о том, что есть и предлагает выбор. «А тем, кто ложится спать, спокойного сна». Можно это понимать и как просто пожелание, но в контексте моего понимания это несколько злая усмешка: продолжайте спать, соседи, не видя чудес которые происходят у вас под носом. В таком понимании это уже не просто сон, а умственная лень и сон души.

Комментарии

8 комментариев на «Мое понимание песни «Спокойная ночь»»

  1. Татьяна 28.06.2011 0:18

    Мне понравилась Ваша трактовка песни, во многом согласна, особенно в конце про сон души. Спасибо!

  2. Руслан (Киев) 29.07.2012 20:24

    я трактую это вот так:
    провожу параллели с другими песнями.
    «для них есть только серый день и они хотят жить этим днем» — «тревожит их сон…тем кто ложится спать…» это укор серой массе, стереотипному мышлению, шаблонам, образу жизни «спать, есть, не думать».

    еще параллель «город стреляет в ночь…но ночь сильней ее власть велика» — «фонари все погаснут, а звезды будут светить» ночь это вечность, вечные ценности; город — суета, мимолетное, наносное.

    «мы ждем перемен» — «те, кому нечего ждать садятся в седло, их не догнать»
    тут всё понятно. кто-то ждет лучших времен, а кто-то уходит от проблем. уезжает.

  3. Elsper 29.07.2012 21:29

    Руслан, в третьем примере ты чего-то от себя додумал.

    Вроде бы там нет ни намека на «уход от проблем». Гораздо логичней рассматривать как уход от «города», который ты сам же охарактеризовал как «суета, мимолетное, наносное», к чему-то более ценному и настоящему.

  4. Артем 08.04.2014 0:15

    Какая чушь.
    Первый куплет — чисто художественная красота текста, четверостишие о ночи.
    А потом пошло. Смысл на поверхности: просыпаемся, ребята, пора, нам «нечего ждать», пришло наше время, а значит мы спасены (потому что боремся/добиваемся и проч.).
    А «спящим», т.е. ни черта не деляющим, не добивающимся чего-то — «спокойного сна, спокойная ночь», т.е. спите дальше.
    Все! Очень милая и песня, с цепляющим припевом, как и должно быть. Не большой поклонник творчества Виктора Цоя, но эту песню люблю, считаю ее одной из самых сильных в его творчестве.

  5. Игорь 27.06.2014 18:27

    Согласен, что песня про умственную лень и сон души. По моему это даже не «злая усмешка», а «горький упрек» тем, кто ложится спать (умом и душой). Ведь пришло время, которое все ждали — 1. те, кто молчал, перестали молчать, 2. те, кому нечего ждать, садятся в седло. То есть появилась какая-никакая гласность и свобода. Эта песня перекликается с песней «Легенда» (Эй, а кто будет петь если все будут спать) и «Попробуй спеть вместе со мной»

  6. Не согласна 04.07.2014 8:00

    Поддерживаю Артема. Вспомните, в какое время пелась песня. «Все кто молчал — перестали молчать» — автор этой длинной бредовой трактовки , которую я даже дочитать не смогла,, ты хоть понимаешь, что эти слова значат? Историю почитай.

  7. Басмач 25.11.2014 21:35

    Статейку не читал. Но об этой песне могу сказать вот что. «Спокойная ночь» — это песня о жизни и смерти. Жизнь — это борьба, переживания, страдания, размышления, взгляды на происходящее, там есть все. Когда мы умрем, то уйдем в глубокий сон. Цой желает всем, кто ушел от этой жизни, спокойного сна. Спокойного сна тем, кто прошел через этот мир, мир всего. Суть здесь проста: мы все завтра умрем. Он призывает хоть на время задуматься об этом…

  8. Мария (admin) 24.08.2015 5:03

    Почему если вы хотите выразить несогласие, обязательно нужно прибегать к хамскому тону?
    И советую вам почитать его интервью, где он говорит что не пишет политических песен. А еще комменты людей, знавших его и говорящих, что он вне времени, и его песни — о вечном. У меня все.

Оставьте отзыв




Тут просто рекламные ссылки, чтобы поддерживать работу сайта

Рекламные ссылки


Рейтинг блогов
Рейтинг блогов