Последний герой

Виктор Цой

1985 — «Это не любовь»

Опубликовано 20.04.2010 - В рубриках: Статьи

Это еще одно такое проявление «поиска себя». («Это тоже был в некотором роде эксперимент. Хотелось отбросить все эти студийные причиндалы – компьютеры, синтезаторы – и сыграть альбом просто на гитарах» — говорил Цой в интервью. Троицкий в рецензии на «Начальника Камчатки» посоветовал Цою забыть о клавишных и духовых инструментах и реже оглядываться на Борю Гребенщикова, и «Цой внял» — вот во что это вылилось)

Александр Титов: «летом мы бросили «Ночь» недоделанной и собрались у Вишни записывать «Это не любовь». Юрик с Витей работали что-то около недели, а мое участие заняло один день. Я пришел и все сыграл. Обстоятельства были такие – мне надо было куда-то ехать,. Поэтому «Это не любовь» — моментальный альбом и этим очень ценный. Там практически все живьем было сыграно, без раскрашивания. Одна накладка – голос.

Этот альбом мы писали под драм-машинку, примитивнейшую, просто самодельную. Витя с Юрой ранее дома все подготовили по ритмам этой машинки. Поэтому все ритмы шли готовыми – здесь такой-то, а там такой-то. А здесь слделаем брейк. У меня наложений не было, я просто писал машинку с басом. Потом накладывались гитары – акустическая гитара Вити и Юрик что-то наигрывал. Даже, по-моему, втроем писались:Витька, машинка и я. Все в один день.»

Алексей Вишня: «…Они тщетно пытались сводить альбом «Ночь», записанный еще прошлым летом, Тропило не уделял времени: с начальством Дома начинались проблемы в связи с хождением взрослых. Иногда им приходилось скрываться по ночам, когда Ом находился под сигнализацией. Это страшно нервировало Цоя, но сделать было ничего нельзя – никак не ускорить. Пришлось ждать лета, а новые песни рвались наружу. А тут у меня все так нарядно сложилось: в доме уже появилось 38 (скорость протяжки магнитофонной ленты), цифровой ревербератор и драм-машина. …

1985 год принес теплую, раннюю весну. Я уже освоил драм-машину, мы с Юрой быстро запрограммировали ритмы и приступили к записи альбома «Это не любовь». Звук очень понравился всем новая драм-машина была слабой, но вносила модную краску. Витя позвал Сашу Титова, и он наложил бас на все песни, буквально за один день. Мы сами не заметили, как альбом был готов. На новое веяние слетелись посмотреть все: «Странные игры», «Новые композиторы», Курехин, «Николай Коперник» и «Джунгли» из Москвы – всем было интересно услышать новый альбом с оригинала. …Юорис (Гребенщиков) меня очень хвалил. Я был счастлив! Мечта моей жизни обрела свои очертания.»

В этом альбоме очень специфические песни. Наряду с традиционной для раннего Цоя тематикой и образом «тинейджера-философа» на альбоме много чисто «попсовых» песен о любви аля «Восьмиклассница». На первый взгляд, это какой-то «Ласковый Май», но с более качественной музыкой и специфичным вокалом. Было бы наивно полагать, что это все написано и спето всерьез. Цой, конечно рассчитывал на то,  что молодые люди уловят иронию, с которой он пел «любовные песни». Но этого не вышло.

Александр Старцев хорошо написал об этом в журнале «Рокси»: «Недавно я беседовал с одной юной почитательницей русскоязычного рока. Ей альбом «Кино» не понравился. «Цой же сам говорил, что не умеет петь о любви и цветах, а если он поет, значит он врет», — заявило это создание с честными глазами. И я понял, что для нового поколения «любовь и цветы» — это поцелуй в щечку, букетик в зубы и последующий поход в кинотеатр, а вовсе не далекий шестьдесят восьмой, связанный с волосатой идеологией хиппи.

Действительно, наверное, Виктор не умеет, да и не хочет мыслить так, как это было семнадцать лет назад. Сейчас другое время, и та философия выглядит или наивностью. Или ложью при несомненно достойном ее месте в истории.

…Термин, которым я бы определил этот саунд – «новый ВИА» Уместно было бы сказать несколько комплиментов оператору Вишне, который, несмотря на спартанские условия, добился неплохих результатов, особенно при записи драм-компьютера. На том же «45» он звучал просто отвратно.

Что качается текстов, то они, я думаю, будут понятны в любом городе, ибо это очень городской альбом. Комментировать их, смысла, наверное, нет, так как они очень конкретно-ситуативны. Другое дело, что в абсолютно бытовых ситуациях Цой находит такое количество нюансов, столько иронии, вторых и третьих смысловых пластов, что, конечно, передать словами их просто невозможно. Виктор и передает их голосом. Интонациями или так, как это сделано в концовке «Уходи». А уж почувствовать это каждый волен в меру своих возможностей и опыта.»

Конечно, люди типа Тропилло думают, что Цой «коммерциализировался». Но они не видят разницы между опусами попсовых исполнителей и тем, как это же подал Цой. Если «попса» совершенно всерьез исполняет тексты о любви под некачественную фанеру, то Цой в данном случае – «наблюдатель». Если он поет о любви всерьез, то он делает это совершенно иначе. Именно по этой причине девушка из статьи Старцева сказала, что «не верит» Цою из этого альбома. Каспарян охарактеризовал творение группы КИНО так «Мне нравится .  Посмеяться над девушками – это же прекрасно»).

Вообще «Это не любовь» совсем не так однозначен, как его определяют критики. Таких «любовных» песен всего то четыре, а все остальное вполне типично для Цоя того времени. А вот «Верь мне» — как мне кажется, песня о любви, но вполне серьезная ,  без всякой иронии. Здесь то же настроение, которое потом проявится в «Нам с Тобой» и других текстах, где Цой своеобразно затрагивает тему любви – уже настоящей, а не «букетик в зубы».

Житинский отмечает в книге «Цой forever», что альбом «Это не любовь», записанный спонтанно, оказался лучше, чем вымученная «ночь», что он получился более цельным. Гребенщиков вообще  с особым восхищением относится к песням периода «Это не любовь»: «У них был еще один очень интересный период – между «Ночью» и «Группой крови. Потерянный период, когда была написана масса всяких странных вещей, которые, по моему, так все и пропали. Вот эти песни – «Братская любовь», «Когда твоя девушка больна», что-то еще… совершенно прелестный период, который в записях почти не отражен» (этот период, на самом деле, отражен в записях – они вошли в сборник «неизвестные песни»). В передаче «Еловая субмарина» Гребенщиков высказал такую мысль, что Цой даже сделал резкий поворот к «серьезности» «Группы Крови» именно из-за того что в Питере не приняли этих легких песен о любви. (при том, что в Питере также не приняли и программу «Группы Крови» — ???)

Комментарии

Оставьте отзыв




Тут просто рекламные ссылки, чтобы поддерживать работу сайта

Рекламные ссылки, чтобы покрыть содержание сайта