1984 – «Начальник Камчатки»
Опубликовано 20.04.2010 - В рубриках: Статьи
Альбом был записан на все той же студии Андрея Тропилло, и как и прежний альбом, с участием АКВАРИУМА. В то же время в записи этого альбома впервые участвует электрическое КИНО.
Басист АКВАРИУМА, Александр Титов вспоминает, что этот альбом они писали параллельно с альбомом «Аквариума» «День Серебра» зимой 1984 года. Тогда Цой опросил его помочь в записи, и Титов с радостью согласился, а позже стал и постоянным басистом еще и в КИНО,
«писали мы альбом одним духом. Я даже хватался за барабаны, играл в них в какой-то песне. Барабанщика у нас не было в то время. Были Юрик Каспарян и Витька. Появился, правда, один парень на барабанах, но это был такой уровень… Церковно-приходский. После него чуть-чуть на барабанах поиграл Сева Гаккель – так это было лучше. Короче говоря, в альбоме творился полный бардак. И при этом все как-то божественно сложилось в одну картину. У «Начальника Камчатки» свой особый вкус, потому что этот альбом был еще вне моды» — вспоминает Титов. В то же время, он отмечает: «во втором альбоме… уже были попытки привнесения какого-то стиля. Тогда впервые стали активно слушать модную музыку. Я имею в виду группу ХЬЮМЕН ЛИГ, которая тогда появилась и от которой Витька тащился. …появились более сложные аранжировки, Юрка стал больше играть, придумывая свои мелодические ходы. Собственно, все мелодические гитарные ходы на тех альбомах придуманы Юриком Витька придумывал гармонии и голосовую партию.»Итак, получается, что на гитаре уже играет Каспарян, а на барабанах на этом альбоме кто только не играл: и Титов, и Гаккель, и Петр Трощенков, и появившийся в самом конце записи «Густав» Гурьянов. Также играл на драм-машине и Борис Гребенщиков. Об хорошо рассказывает Тропило
«На запись «начальника Камчатки» пришел Боря и сказал, что он будет продюсировать этот альбом. Продюсирование заключалось в следующем: Тропило, как обычно, все писал, дергался, вопил по поводу аранжировок, а Боря… Ему в то время, кажется, Липницкий (Титов в воспоминаниях говорил, что Троицкий) дал такую музыкальную игрушку, называлась она «Кассиотон», размеров с ладонь. Есть такие большие инструменты «Кассиотон», а это был маленький такой «кассиотончик». Мне оттуда сделали выход вместо динамика. Там было несколько занудных механических ритмов. Вот в «Начальнике Камчатки» их и можно прослушать. Что-то такое: Тим-пам, па-па-пам… Все это идет непрерывно в одной тональности. Это и была основная продюсерская идея Бори – вставить этот «кассиотончик» желательно в большее количество номеров. Каким образом – это никого не волновало. Был визг, хрюканье, но надо было вставить. И вставлялось по мере возможности. В этом альбоме детская игрушка типа калькулятора или часов использована достаточно активно. Там, кроме всего прочего, было звуков двенадцать или двадцать, которые можно было извлекать. Нажимая на клавиши. Или выдать какую-нибудь запрограммированную музыкальную мелодию. Вот такой музыкальный инструмент. Супер! Если помните, в «Последнем Герое» — та-там, та-там…. Это как раз игралось на «Кассиотоне» вручную, и Боря там был клавишником «Кассиотона».
На клавишных в альбоме так же играл Сергей Курехин (он утверждал, что не принимал музыку группы КИНО как что -то серьезное, хотя они дружили и сотрудничали с КИНО — группа входила в грандиозную курехинскую «Поп-механику»). Также на альбоме появился модный в то время саксофон – на нем играл Игорь Бутман.
На этом альбоме влияние АКВАРИУМА уже заметно слабее, и все больше проявляется собственно КИНО.
Борис Гребенщиков: «В таком же смешанном составе, как и на 45, записали «Начальника Камчатки», причем я продюсировал не больше половины альбома, так как меня в это время стало вести в совершенно другую сторону. Я очень хотел его сделать, но закончили альбом без меня. Там и Сережка Курехин каким-то образом принял участие, и ударники разные были, даже Петька Трощенков приложил руку к барабану. Густав появился в самом конце, как раз на этом самом «Новом романтике». Витькина натура требовала, чтобы дальше се это развивалось в сторону уже большого рок-н-ролла, а мне хотелось это видеть в таком безупречном, точеном, полуакустическом виде. Но тут уже хотелось не хотелось, а права голоса я, по счастью, не имел. Я сам себе в нем отказал, потому что навязывать людям то, что не в их природе, наверное, не надо. Я, по-моему, старался не навязывать.»
Меняются и тексты: они стали менее прозаическими, в них все больше самоанализа. Цой замахивается на более серьезные темы: об этом свидетельствуют «последний герой», и «Троллейбус». Привнесение моды сказалось и на текстах. В то же время жизненность песен никуда не исчезает: это и «Транквилизатор», и «Гость». Присутствуют и песни , в которых уже есть знаменитые цоевские «ночь» и «дождь». Есть и игра в «театр абсурда», как «алюминиевые огурцы» — «Камчатка».
Критики оценили альбом довольно неоднозначно:, например, Троицкий заметил, что КИНО на этом альбоме «нивелировалось», изначальная чистота песен Цоя была замутнена «новыми веяниями». Для Цоя Троицкий указывает такие особенности, на которых можно сыграть: это простые яркие мелодии и романтизм. При том, что музыка была качественной, в ней не было «стержня» и «изюминки», на которых держится все обаяние группы (точнее, это было, но за счет экспериментов немного «смазалось»). Примерно о том же говорит Александр Старцев «Вместо тонкой, нежной, лиричной песни, согласующейся с голосом Цоя и нестандартной мелодикой на двенадцатиструнной гитаре, здесь на первом плане присутствует желание сделать НЕЧТО – «Дэвида Ино с Брайаном Бирном», а уж потом – о чем там, собственно, поется…
Создается впечатление, что альбом было интересно записывать самим музыкантам, а вот слушать его… Не уверен, что им там самим все нравится»
Александр Липницкий, напротив, считает этот альбом едва ли не лучшим у Цоя.
Сам Цой в интервью отзывается об этой своей работе так: «одно время мне «Начальник» очень не нравился. Очень вялый по звучанию альбом. Но любопытно, что сейчас, по прошествии более года, я замечаю, что такой звук – атмосфера занудства – входит в моду.» (1985)
«…альбом «Начальник Камчатки» был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что он получился полностью таким, каким мы его хотели видеть по звуку, стилевой направленности, но с точки зрения эксперимента это интересно» (май 1989)
Комментарии
Один отзыв на «1984 – «Начальник Камчатки»»
Оставьте отзыв
Thanks for you. Its Best Site.