Последний герой

Виктор Цой

ПЕРЕВОД СТАТЬИ

Опубликовано 08.09.2008 - В рубриках: Переводы

ПЕРЕВОД СТАТЬИ С БУКЛЕТА ЯПОНСКОГО ИЗДАНИЯ «ГРУППЫ КРОВИ»

Это новая для нас советская рок-группа. Под влиянием перестройки и гласности – реформ, проведенных новым правительством Горбачева, советская рок-сцена начала резко меняться. По словам Бориса Гребенщикова, до 87 года положение советского рока было во всяком случае ужасающим, рок являлся преступной музыкой, несущей в себе опасную идеологию, привнесенную с Запада. С рок-музыкантами, как и с рок-фанами, обращались как с варварами. По этой причине играть музыку было очень тяжело и опасно. Что касается звукозаписывающих компаний, в стране не было других фирм, кроме государственной «Мелодии», которая занималась только официально признанными исполнителями, при этом выпускала строго определенный тираж пластинок, и при распродаже всех пластинок не печатала добавочный тираж. «Мелодия» выплачивала всем исполнителям одинаковые суммы, никаких авторских отчислений не было. Поэтому Советский союз прославился необычайно широко распространенной системой самиздата.

Для официально признанных артистов — классических музыкантов, балета, эстрадных коллективов и др. было гораздо легче достать инструменты, аппаратуру, но в конечном итоге их песни, стиль поведения должны были строго соответствовать стандартам и правилам. В этих условиях рок-группам было трудно серьезно заниматься творчеством.

Число неофициальных групп росло, но для официоза они были пустым местом, их словно не замечали.

Борис, о котором мы уже упоминали – лидер андеграунда, требовавшего свободы духа. Недавно он подписал контракт с американской фирмой CBS ,оказался в центре внимания как первый советский рок-музыкант, вышедший на мировую арену. А еще совсем недавно альбомы группы Бориса «Аквариум», а также записи его друзей, равно как и альбомы западных групп, записанные на кассеты, распространялись на черном рынке. В последние годы на «Мелодии» наконец-то было выпущено три альбома «Аквариума», но так как они не могли выпустить тираж больше установленного, всего было продано лишь 3 000 000 пластинок (но даже это лучшие продажи среди советских групп).

Группа КИНО — еще одна популярная у советской молодежи андеграундная рок-группа. В Японии известны пока только Борис Гребенщиков, которого называют «советским Бобом Диланом», хард-роковая команда «Парк Горького», продюсированная основоположником рок-движения в СССР Стасом Наминым, а также Василий Шумов (группа «Центр»), записавший альбом во Франции.

Честно говоря, альбомы этих исполнителей, вышедшие за рубежом, нельзя назвать собственно советским роком. Например, альбом Бориса Гребенщикова был спродюсирован Дэйвом Стюартом из «Еurythmics» и записывался в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Музыка «Парка горького» была продюсирована западным продюсером, и обе группы пели не на русском, а на английском языке. Музыка была приспособлена к международным стандартам и потеряла свои национальные черты. Участие американцев , учитывавших другую аудиторию, изменило и темы, и звучание, и в итоге получилась «смесь Востока и Запада». Так как на альбоме КИНО, напротив, все песни спеты на русском языке, записан он на домашней студии музыкантов, то и слова песен, и музыка живо передают настроение советской молодежи. Музыка группы КИНО – напористая, жесткая, основанная на минорных аккордах. Состав группы:

Виктор Цой – вокал

Юрий Каспарян – гитара

Георгий Гурьянов – барабаны

Игорь Тихомиров – бас

Нельзя забывать о том, что сейчас Юрий Каспарян женат на американке Джоанне Стингрей. С ее помощью «Кино» дебютировало на международном музыкальном рынке, заключив контракт с американской компанией «Голдкасл Рекордс».

Джоанна Стингрей впервые посетила Советский Союз в 1984 году. Услышав от русских эмигрантов о том, что русская рок-сцена находится в плачевном положении, она приехала в СССР, встретилась с Борисом Гребенщиковым, узнала о подпольной рок-сцене в СССР и была поражена, увидев огромное различие между положением музыкантов в Америке и России. Заинтересовавшись русскими музыкантами, она выпустила двойной диск – компиляцию «Red Wave» , на которой были песни четырех советских рок-групп: Аквариум, Кино, Алиса, Странные игры. (пластинка была выпущена в 1986 году компанией Big Time ). «Красная Волна» быстро была распродана в Америке, и это подбодрило русских музыкантов. После этого группа «Кино» записала магнитоальбом «Группа Крови», ставший хитом среди меломанов. За месяц было продано 1000000 экземпляров альбома. Джоанна Стингрей, ожидая, что этот альбом будет таким же успешным, как «Красная волна», начала переговоры с «Голдкасл Рекордс» о выпуске «Группы Крови», а также альбома Василия Шумова в США. Также она делала фотографии группы «КИНО» для прессы.

В августовском номере музыкального журнала «Pulse!», выпускаемого американской компанией Tower record, Джоанна Стингрей, наряду со Стасом Наминым (в прошлом году он основал «Музыкальный центр Стаса Намина» с первой в СССР частной студией звуко- и видеозаписи, концертной площадкой на 12000 человек и даже ночным клубом. Он стал центральной фигурой нашумевшего Фестиваля Мира в Москве, проходившего этим летом) признана человеком, сделавшим большой вклад в развитие русского рока.

В этой записи, сделанной в домашней студии, действительно чувствуется атмосфера андеграунда, монотонное, «сырое» звучание. В американских музыкальных журналах КИНО сравнивается с Joy Division и Сure, и действительно, видно, что КИНО в какой-то мере испытало влияние Joy Division. Но если говорить об общем впечатлении, то у Кино есть свое неповторимое, глубокое настроение, присущее только им. Плотный, насыщенный бас, выразительная, мелодичная соло-гитара, низкий, печальный и сдержанный голос вокалиста – характерные черты звучания группы. Кроме того, на альбоме использованы пианино и синтезатор. Мелодия песни «Закрой за мной дверь» напоминает «Dire straits», «Попробуй спеть вместе со мной» ассоциируется с известной песней «Clash» — « London Calling». Присутствует также и песня, напоминающая мелодии немецкой электронной группы «Крафтверк» — «Мама, мы все тяжело больны». Неожиданны единственная поп-песня на альбоме – «Прохожий», а также «Бошетунмай» в стиле регги. Несмотря на безыскусность некоторых моментов гармонии, исполнения и записи, мелодии «Кино» интересны своей многосторонностью и многообразием,

В СССР нет отдельной рок-радиостанции, но иногда по радио передают песни поп- и рок- групп, по телевидению показывают клипы западных музыкантов, «Мелодия» выпускает пластинки рок-исполнителей, хотя и по высокой цене. Но до сих пор настоящие источники информации для поклонников рок-музыки можно достать только из под полы.

И Прежде всего, в этих полных страдания песнях передается те обстоятельства, в которых зародился этот рок. Эти песни не подверглись нападкам цензуры, хотя в них есть и циничные слова, и затронуты политические, военные темы. Это, по словам Стингрей, было невозможно 2-3 года назад. Иными словами, в последнее время граница между «официальным» и «неофициальным» стала размытой – в такой степени изменилось положение рок-музыки в стране под влиянием перестройки. Неофициальная музыка раньше была обойдена вниманием радиостанций, а теперь эти песни можно услышать и по радио. Это, безусловно, хорошая новость для поклонников рок-музыки.

Сейчас на американском МТV стали показывать клипы советских рок-групп, и хочется, чтобы и Япония со временем лучше познакомилась советской рок-музыкой. Ведь Брайан Ино, увидев видео интересной группы ЗВУКИ МУ, выпустил их дебютный зарубежный альбом на своем лейбле LAND/OPAL.

Музыка группы КИНО, записанная в подпольных условиях, стала выразителем той энергии, которая раньше сдерживалась. Хочется увидеть, как она изменится, «выйдя на свет».

Послушав альбом группы КИНО, все заинтересуются советским роком и советской культурой в целом, и это замечательно.

Нацуми Ито.

1989, осень

Перевод с японского: Мария <YUKI>

Комментарии

Оставьте отзыв




Тут просто рекламные ссылки, чтобы поддерживать работу сайта

Рекламные ссылки


Рейтинг блогов
Рейтинг блогов