ИСТОРИЯ ЭТОГО МИРА (Группа крови, Звезда по имени Солнце, Черный Альбом)
Опубликовано 21.08.2008 - В рубриках: Статьи
Некоторым людям свойственно петь
Отдельным из них – в ущерб себе
Борис Гребенщиков
Только ты, твоя совесть – твой главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне.
Виктор Цой
Казалось бы, не имеет никакого смысла расшифровывать песни Цоя. И так понятно, О ЧЕМ они написаны. Но непонятно, ПОЧЕМУ именно на эту тему родилась та или иная песня. Понятно, о чем, но не понятно, какой истинный смысл за ними стоит. Каждый, конечно, вкладывает свой смысл в эти песни и у них, безусловно, есть подтекст, хотя, казалось бы, все лежит на поверхности.
Не все его песни были написаны с тем, чтобы подразумевать несколько смыслов. Более того, двусмысленность стала присуща ему только последние три альбома. До этого ее почти не было.
По его альбомам видно, как рос этот человек, как созревал его разум, как приходило к нему зрелое осознание жизни. За восемь лет он узнал, что важно, научился ценить жизнь и не тратить время попусту. Научился отдавать себя своему делу. Истины в его песнях очень простые, но не все люди за свою жизнь доходят до того, чтобы осознать их важность… Делать свое любимое дело, быть сильным, верить, надеяться, любить, не бояться жить, не терять время, быть самим собой, жить в гармонии с миром, говорить и видеть правду – вот в чем заключаются эти истины.
Хотя некоторые не очень хорошо понимающие Виктора люди говорят, что его три последних альбома были абсолютно одинаковыми, во всех них был налет попсовости, а все песни из них – это впечатления от просмотра видеофильмов, я с этим абсолютно не согласна.
Три последних альбома группы совершенно разные по настроению, по общему посылу. У каждого альбома свое общее послание, своя атмосфера. И свой отрезок времени, о котором они рассказывают. В них нет ничего случайного, проходного. Даже порядок песен создает «нить рассказа». Например, первая песня в альбоме «Группа крови» – заглавная –это начало боя, а последняя, «Легенда» – это конец боя.
Покажется немного невероятным, но у меня создается такое впечатление, что «Черный альбом» и многие песни из остальных альбомов говорят не о том времени, в котором жил Виктор, а о НАШЕМ. Именно о том, что происходит сегодня. Более того, они о том, какое место бы занимал Виктор сегодня, что бы он делал сегодня, как бы он чувствовал себя СЕГОДНЯ. Но не только. Многие песни не только о его персональной судьбе, а о судьбе ВСЕЙ нашей страны как целого. Как мог он предвидеть свою судьбу? Как мог самый далекий от политики музыкант четко прогнозировать, что станет с нами всеми? Вариант один: только если он ясновидящий.
А в чем заключается феномен ясновидения? Почему человек вообще может предугадывать? Человек может предугадывать тогда, когда он четко и хорошо знает закономерности «историю этого мира»…Человек может ВИДЕТЬ тогда, когда он открывает себя миру, позволяет ему зайти внутрь себя и становится неотъемлемой частью этого мира.
Я думаю, что Виктор Цой – один из тех немногих, кому удалось открыть себя этому миру и узнать многое о нем. Это открытие себя миру происходило мягко и постепенно, пока наконец не получило свое завершение в «Группе крови». Дальше уже было только получение информации из этого мира.
Я думаю, что Виктор Цой жил так мало именно потому, что он уже прожил всю свою будущую жизнь в своих песнях.
Лично у меня нет ощущения, что Виктор Цой погиб. Дело вовсе не в пресловутом лозунге киноманов и не в самовнушении. У меня вообще нет ощущения, что люди умирают. Просто получив всю необходимую информацию, он не погиб, а окончательно стал частью того информационного поля, которое формирует наш мир. Мы не потеряли ничего, только разучились воспринимать то, что нам говорят, читать те письма, которые нам оставили.
Попытаюсь изложить свой взгляд на то краткое послание, которое оставил нам этот человек. Каждый альбом, каждая песня – эта часть, глава этого послания. Даже в ранних альбомах, помимо обыденного описания жизни, присутствует нечто более высокое.
ГЛАВА 1. ГРУППА КРОВИ
Критический обзор перестройки
Многие считают его лучшим альбомом группы. Именно в «Группе крови» окончательно сформировался «фирменный» стиль КИНО. Именно на этом альбоме нет ни одной слабой песни. Именно на этом альбоме песни становятся все более многослойными, оторванными от конкретики.
Отличительная черта «Группы крови» — общее настроение подъема, воли к действию, готовности к переменам. Альбом как бы выражает надежду на положительный результат перемен и готовность им способствовать. Его основной посыл – ты должен быть сильным, дальше действовать будем мы.
Альбом стал настолько успешным именно потому, что был музыкальным выражением того времени, тех настроений. Он был привязан к настоящему времени, он был голосом тех перемен, которые происходили в стране. Многие песни из «Группы крови» близки по настроению к раннему Кинчеву с его активным призывом к действию и самовыражению. Люди, опьяненные ветром перемен, думали, что теперь-то будет настоящая свобода. «Группа крови» — выражение той надежды и веры, того первого глотка свободы.
Но Цой не был бы Цоем, если бы он все принимал так однозначно и с такой же страстью, как Кинчев. Да, некоторые песни он написал именно под влиянием Кинчева и его зажигательных призывов. Но Цой оценивал ситуацию более хладнокровно, бесстрастно, трезво. Даже в той бодрой атмосфере Цой уловил какую-то угрозу, предупреждение. Именно поэтому альбом насыщен военной тематикой. Война здесь понимается, конечно, большей частью, не в буквальном смысле, потому что воякой Виктор, как мы знаем, был неважным. Цой видел войну в самой материи, в самом человеке и в мире. Для него войной была сама жизнь. Он оценивал все проблемы и трудности жизни как вызов, сражение.
«Группа крови» несет в себе готовность принять этот бой, более того, бросает вызов, призывает к борьбе. Но вместе с этой общей атмосферой подъема в ней ощущается тревога.
Более того, «Группа крови» не просто передает эпоху, настроение. Она затрагивает более тонкие, глубокие темы, всегда волновавшие людей. В этих песнях есть не только борьба за свободу, но и нравственные, психологические, философские вопросы, которые для Цоя намного важнее, чем просто призывы к действиям.
1.ГРУППА КРОВИ.
ИЗ ДНЕВНИКА: «Сегодня чуть не расплакалась под «Группу Крови». Не знаю, что со мной делается, когда я именно эту песню слушаю. Именно эту и никакую другую….Она мне что-то напоминает, нагоняет грусть. И в то же время легко на сердце, когда я ее слушаю…Я могу под нее разрыдаться…»
По-моему, эта песня довольно прозрачна по смыслу. Она является квинтэссенцией альбома, и отражением личности Виктора, цели и смысла его жизни.
Самый главный символ этой песни – «группа крови» и «порядковый номер». Вокруг этих символов разворачивается большая дискуссия относительно того, откуда Виктор взял эти символы, ведь он не служил даже. По словам некоторых поклонников, нашивки с номером и группой крови появились только в 90-х годах! (что еще раз убеждает меня в провидческих способностях Виктора). Но, если быть серьезной, я как любитель фантастики, больше склоняюсь к той версии, что Цой, тоже как любитель фантастики, взял этот символ в одной из прочитанных им книг. На это указывают строчки «звездная пыль на сапогах», «высокая в небе звезда зовет меня в путь». О ком как не о космических странниках, сражающихся с инопланетянами, поет в этой песне Цой? J
Но, кроме шуток, фантастический сюжет песни – только красивая метафора (а быть может, послание из далекого-далекого будущего), за которой скрывается другой смысл. То, что заложено в этой песне, любой может отнести к себе, но мне хотелось бы увидеть, что она значила для самого Виктора как Поэта и что значат ее символы для коллективного сознания людей вообще.
Прежде всего, группа крови — это идентификация личности. Японцы, например, уверены в том, что характер человека зависит от его группы крови. Кровь вообще – символ жизни, и по представлениям древних, вместилище души. Еще не один раз этот символ встретится в песнях Цоя. Таким образом, группа крови и порядковый номер – это символы ЧЕЛОВЕКА и ИМЕНИ. Таким образом, он говорит: вот он я, и я готов действовать.
А вообще вся песня вертится вокруг предстоящего герою боя. Но бой этот не буквальный. Бой – это каждый наш день, это вся наша жизнь. И в этом бою Цой не хочет «победы любой ценой». Он не хочет бороться за выживание, славу, деньги. Он просто хочет жить и радоваться жизни как всякий простой человек. Но он не простой человек. Кто-то свыше дал ему способность говорить. Поэтому ему все равно нужно принять вызов. Но не для того, чтобы прославиться, а для того, чтобы передать людям Слово. Ему лень что-то делать, как и всякому простому человеку. Но как поэт и музыкант он чувствует, что должен высказать свою точку зрения, отстоять свое доброе имя, дать людям знания, в которых они нуждаются.
«Вот он я, вот моя душа перед вами, как раскрытая книга, и я один из тех, кто призван говорить. Поддержите меня, помогите мне, разделите со мной мои мысли. Я не хочу, чтобы вы боготворили меня. Я хочу рассказать вам все, что знаю…И я надеюсь, что мне это удастся.» Вот в чем один из смыслов этой песни.
2. ЗАКРОЙ ЗА МНОЙ ДВЕРЬ, Я УХОЖУ
Одной из традиционных тем для Цоя была тема ухода. Он реализовал ее в песнях разных лет (Пора, Стук, Красно-желтые дни и т.д.). Эта тема ассоциируется на более высоком уровне со смертью, что еще раз говорит о его предвидении своей трагической гибели. Я думаю, что выбор того, как понимать это желание «уйти» индивидуален. Лично я понимаю этот «уход» не как смерть, а как уход от собственных иллюзий, заблуждений, псевдоценностей.
Цой в этой песне противопоставляет свое лирическое «я» ценностям социума, а именно: «дом» — «безопасность», «обед» — «пропитание», «свет» — «комфорт», «портрет на стене» — глянцевый блеск идолов общества, «часы» — «время» — которое, как известно, деньги…. Он отрицает те ценности, которые, кстати, сегодня еще больше вышли на первое место, чем в то время. Его герой вырывается из этих иллюзий, подпитывающих стабильность общества и уходит навстречу ждущему его дождю, которого «хватит на всех». Правильно, ведь дождь пока еще неэкономическое благо. К счастью… Здесь дождь – это символ всего природного, естественного, которое имеет для Цоя несравненно большую ценность.
«Не хочу навязывать свое мнение, но вы живете не настоящей жизнью, а только иллюзиями о ценности материальных вещей. Вы цените безопасность, комфорт, удовольствие и свои физиологические потребности. Может быть, когда-нибудь вы поймете, что ничего ценного в этом нет. Тогда вы и увидите, что ценней всего – этот большой и бездонный мир, природа, в которой всего хватит на всех. Надо только отказаться от вещей.»
3. ВОЙНА
Название говорит само за себя. Только здесь война опять не в буквальном смысле. Здесь война в философском, психологическом смысле, как первопричина войны в прямом смысле.
ЗЕМЛЯ — символ плоти, темного начала в человеке, темных сил, символ Оно с его примитивными влечениями, символ темной, принимающей энергии Инь.
НЕБО – символ духа, высоких стремлений человека. Символ Бога, Сверх-Эго, символ морали, нравственности, светлой, отдающей энергии Ян
Между Оно и Сверх-Эго – война. Это основной постулат психоанализа. Именно эта война рождает личность, Я человека.
1-й куплет: то, что закрепощает человека и то, что может дать ему освобождение.
-страх (люди, неуверенные в завтрашнем дне)
-смерть (погибшие на этом пути)
-борьба за выживание (..кто выжил один из полка)
Страх смерти побуждает человека бороться за выживание.
Но есть то, что выше этого: человеческий дух сам может бороться с замкнутым кругом смерть – страх – борьба, появятся люди, которые преодолеют его. (кто-то должен стать дверью, кто-то – замком, кто-то – ключом от замка). Дверь – это те, кто привел людей к пониманию этого, замок – это те, кто вводят людей в заблуждение и заставляют их забывать истину, а ключ – это те, кто снова открывает забытые пути к просветлению.
2-й куплет:
Каждый человек заключает в себе
—день: светлая сторона личности (небо)
—ночь: темная сторона личности (земля)
—сын: мужская сущность (Ян)
—дочь женская сущность (Инь)
Люди, для которых «теорема верна»: большинство людей живут по правилам общества
Стена – это те, кто имеет власть над обществом, контролирует его, используя основные инстинкты людей («теорему»): страх, половое влечение, стремление к комфорту и благосостоянию. Этим обеспечивается стабильность и власть для правящей верхушки.
Плечо, под которым дрогнет стена: люди, которые изменят существующий строй. (отчасти здесь имеет место революционное настроение перестройки)
«Человека раздирают противоречия. С одной стороны, он стремится к высокому, духовному. С другой – он стремится удовлетворить свои физические потребности. В людях есть сила и слабость, хорошее и плохое. Борьба высших и низших потребностей порождает личность. Эта особенность психологии людей позволяет отдельной касте управлять массами народа, эксплуатируя стремление людей к удовлетворению потребностей. Но правящие классы забыли о том, что человек стремится и к духовному тоже. Рано или поздно кто-то пробудит общество от спячки и откроет людям путь к освобождению от контроля, власти , страха и смерти. А пока этого не случилось, так и будет человек метаться и рвать душу на части»
4. СПОКОЙНАЯ НОЧЬ.
Эта песня не просто «колыбельная». От нее чувствуется древность, мощь и загадочность природы и смерти. Это песня о смерти, о том, что смерть сильнее всего на свете. Но здесь смерть предстает нам совсем не пугающей.. Причем здесь два возможных варианта смерти: сон либо уход в другие миры. Для разных людей и исход их жизни разный.
В первом куплете — противостояние природы/смерти в образе ночи и, искусственного/жизни в образе города. В этом противостоянии смерть и природа сильнее. Крыши домов не выдерживают тяжести дней, дробь огней не может победить ночь… Природа одушевлена (образ пастуха, пасущего облака)
Второй куплет: пришло время, когда можно говорить и слышать правду. Но теперь уже не надо ждать, я добился своего. Что же мне остается? Уйти.
Третий куплет: но большинство людей не очень-то хотят слышать эту правду. Она «тревожит их сон». Но те, кто сказали правду, скоро уйдут. Они никогда не умрут, потому что им известна правда. Они не боятся смерти, потому что для человека, знающего правду, смерть ничем не отличается от жизни. Те же, кто не знает правду, и смерти боятся. Для них она – сон и небытие.
«не надо бояться смерти. Она все равно сильнее. А природа сильнее, чем цивилизация. Для меня пришло время говорить. Когда я скажу все, что хотел, я тоже уйду. Но я не боюсь смерти, потому что я не умру, а уйду. Спасен тот, кто знает правду. Если же вы хотите и дальше заблуждаться, жить во сне, то спокойного вам сна»
5. МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
Снова говорящее название. Эта песня вносит в альбом то самое ощущение тревоги. В ней — мрачное предчувствие, что добром все для страны не кончится. И причина этого: да мы же сами все больны. Плохое зерно внутри нас.
1-й куплет: услышьте меня, мы должны действовать пока не поздно, мы должны спасти положение.
2-й куплет: если мы этого не сделаем, будет большое противостояние. Страна наша будет разрушена. Люди разделятся. И будут те, кто пострадает от этого (народ), текому все равно (правительство) и те, кому это на руку (бандиты и мошенники).
3-й куплет: если это случится, мы должны будем выстоять, чтобы возродить нашу страну. Нам нужны не слова, а решительные действия.
Можно также понимать эту песню и в персональном смысле, не как предсказание.
6.БОШЕТУНМАЙ
Загадочное слово, вокруг которого также разворачиваются бурные дискуссии относительно его происхождения. Одни говорят о том, что оно в переводе с китайского означает «голове не холодно», вторые – что в переводе с древнемонгольского «будь достоин», а третьи говорят что «бошетунмай» — это название наркотика.
Так или иначе, но смысл этой песни тоже очевиден. В ней снова ставится вопрос о ценности материальных вещей. Кроме того, эта песня предвещает нам будущее, в котором во главу угла будет поставлена только экономическая выгода. Но это глубинный слой. А на поверхности в этой песне Цой критикует своих коллег по сцене, которые заблуждаются в своих выводах.
1-й куплет: богатый бедного не разумеет. («что для вас мои слова, если у вас хороший жизненный план»)
2-й куплет: презрительно-насмешливое перечисление материальных ценностей. А лично для меня еще одно мрачное пророчество Цоя на этот раз насчет господствующего музыкального стиля: рэпа. Во втором куплете Цой словно бы пародирует ту музыку, которую будут слушать люди 21 века: бессмысленную, воспевающую машины, бриллианты и деньги речитативную ахинею.
3-й куплет: сомнение в том, что перестройка даст людям свободу творчества и благосостояние людям. Цой сомневается в бодрых призывах Кинчева и предчувствует, что не в том месте все мы окажемся…
Все смыслы загадочного слова бошетунмай укладываются в эту схему: и то, что вещи и деньги — это наркотик и иллюзия, и то, что все будут заботиться о том, чтоб голове было не холодно, и то что надо быть достойным человеком, а не жить только ради того, чтобы есть.
«плохо кончится эта перестройка. Все будут ценить только материальное. Люди не будут понимать друг друга из-за того, что один купается в золоте, а второму жить негде. Общество будет расколото на нищих и богачей. Все будут жить только ради пропитания и крова»
7. В НАШИХ ГЛАЗАХ
Песня о поколении, которому не давали голоса и кормили сказками о светлом будущем (1-й куплет). И до такой степени закормили, что поколение уже не верит ни одному слову «отцов» и по-прежнему прячет глаза…
Эта песня одновременно о прошлом и о будущем. И если ее рассматривать как песню о будущем, то очередное пророчество Цоя сбылось.
2-й куплет: поколение, которое сделали изгоем, в стране, в которой на все дефицит: и на звезды, и на слова, и на воду. Но отчасти это хорошо для того поколения: они научились ценить дождь и звезды, в отличие от нынешнего поколения…
Припев: и сейчас наше поколение стоит на перепутье. Неясно, что делать, куда идти. Вот нам дали свободу, но мы не знаем, что с ней делать. Мы по-прежнему не можем двигаться дальше, потому что в нас выработан рефлекс подчинения. Мы надеемся и разочаровываемся, совершаем подвиги и подлости, решаемся и колеблемся. (И наши власти сделают из нас то, что им удобно – «Что тебе нужно? Выбирай!»)
8. ПОПРОБУЙ СПЕТЬ ВМЕСТЕ СО МНОЙ.
ИЗ ДНЕВНИКА: «…Была зима, вечер, за окном горели фонари, а я слушала «Попробуй спеть вместе со мной»…Диджей по радио прокомментировал эту песню так «Если Виктор Робертович предлагает вам встать рядом с ним, значит, он вас берет на понты».
Тогда он и взял меня на понты. Я выскочила на улицу и начала на память орать его песни. Зимний вечер, холод, мутно-коричневое небо, а я пою песни «Кино»…тогда я и заметила у себя вокальные данные…»
Эта песня говорит нам о том, что мы всегда должны быть сильными, что все в наших руках и призывает нас действовать, хотя мост еще и не достроен. И не надо жаловаться и ныть, что тебе «не дают петь». Какая бы среда не была, все зависит только от человека. Возьми и захоти.
9.ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ
Логическое продолжение предыдущей песни, но уже в свете конкретного поколения и перестройки. Цой снова затрагивает тему отцов и детей, указывая на то, что на смену старым догмам и идеалам приходит новое поколение, которому не очень-то удобно в этих старых рамках и которое тоже хочет жить в полную силу.
Самое смешное, что цензурщики переименовали эту песню в «Марш мира», хотя песня-то о борьбе…
10. ЛЕГЕНДА.
Что такое наша жизнь? С точки зрения буддистов, всего лишь капелька росы… В «Легенде» чувствуется именно такое отношение к жизни как к чему-то эфемерному, .мимолетному, быстротечному. Не правда ли, резкий контраст с предыдущей песней, где «мы хотим жить»? Впрочем, Цой, как человек неоднозначный, везде любил контрасты. Любил сравнивать, противопоставлять и отрицать то, что сам только что утверждал. Отдавал дань объективности, которой служил.
В этой песне снова берет верх то бесстрастное, безжалостное начало природы, как в Спокойной Ночи. Звезды смотрят волками на людей, убивающих друг друга за какие-то призрачные цели… Даже равнодушное небо уже не может смеяться над глупыми деяниями людей: уж очень они страшны.
В «Легенде» со всеми красками показан результат, которым обычно кончается борьба за выживание, в которую вовлечены люди, забывшие о том, что смерть всегда стоит у них за левым плечом и ждет того момента, чтобы прийти за ними, забывшие о том, что любовь не покупают и не завоевывают, а ЖДУТ. Конечно, не понять этого в современную эпоху. Но мне и сама жизнь доказала, что любовь надо ЖДАТЬ, а к смерти быть готовым а не трястись в ее ожидании.
Интересная деталь: когда человек близко сталкивается со смертью (например, умирает кто-то из близких), он в эти дни действительно не видит снов, потому что психика его не может выдержать такого потрясения. Сталкиваясь со смертью, человек меняется. Смерть дает ему осознание жизни. Именно поэтому смерть стоит того, чтобы жить.
ГЛАВА 2. ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ
Если в «Группе Крови» есть еще место сатире, иронии, силе и бодрости, в ней слышатся отзвуки битвы, то в «Звезде по имени Солнце» атмосфера более грустная, местами даже подавленная, а мелодии более мрачные. Такое ощущение, что Цой окончательно понял, к чему вело то, что творилось вокруг него. Бодрость уступила место сомнениям и разочарованиям.
Интересно также то, что именно в «Звезде…» появляется то, что раньше Цою было не очень свойственно – русские народные песенные мотивы как в музыке, так и в текстах. Не навязчиво-славянофильские, как у Кинчева впоследствии, а мягкие, грустные, задумчиво-лирические, ненавязчивые. Странно как-то для человека с азиатским лицом, но все-таки в его последних песнях очень явственно проступает эта черта. И пускай теперь хоть кто нибудь скажет, что Цой не заслуживает звания чести и совести России. Конечно, были эти мотивы и раньше – еще в альбоме «45». Может, поэтому Цою этот альбом и много позже нравился. Но в первом альбоме это светлые краски, рисующие образ «бездельника», «скомороха». А в «Звезде…» — этот образ написан совсем другими красками – печальными.
В «Группе крови» была только безжалостная, бесстрастная природа и жестокая борьба за выживание. В «Звезде по имени Солнце» появляется другая ипостась высших сил – сострадание людям, печаль за их судьбу и надежда на спасение. Это явный прогресс в мировоззрении автора.
1. БЕЛЫЙ ДЕНЬ (как я считаю, более правильное название)
Природа и общество держатся на законах. Очень часто эти законы не только справедливы к одним, но и жестоки к другим. В таком случае существует ли нравственность и мораль? И справедлив ли этот вопрос? Во втором куплете дается ответ на этот вопрос. Если есть стадо (люди), значит есть пастух (божество), если есть тело, должен быть дух., т.е. общество должно следовать не только юридическим и физическим законам, но и моральным, (если есть тьма, должен быть свет). Таким образом, человек не только существо физическое, но и духовное. Значит, в его душе есть место состраданию и доброте.
Припев: жизнь — это вызов и мы должны принять его
2.ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ.
1-Й КУПЛЕТ: снег, лед, растрескавшаяся земля – безжизненность, умирание природы, спячка.
Город — символ человечества, мира людей, символ современной урбанистической цивилизации.
2000 лет – возраст христианства, возраст нашей эры, современной западной культуры, пришедшей на смену древним цивилизациям.
Лоскутное одеяло – разобщение людей, раскол общества и религий
Облака – преграда для понимания правды
Желтый дым – заменитель солнечного света, загрязнение окружающей среды
Звезда по имени Солнце – могущественная созидательная и разрушительная сила природы, свет, знание, создатель всего живого. Языческое воплощение верховного божества (Аматэрасу у японцев, Ра у египтян).
Вспоминается песня Аквариума «Вавилон»
И этот город – это Вавилон,
И мы живем – это Вавилон.
… 2000 лет,2000 лет
Мы жили так странно 2000 лет
Но Вавилон – это состояние ума, понял ты или нет,
Отчего мы жили так странно 2000 лет?
Вавилон – воплощение человечества.
2-й куплет: Война – во всех смыслах этого слова: и как буквальное самоуничтожение человечества, и как борьба за выживание. Эта борьба бессмысленна и вовлекает человека в порочный круг. Здесь же впервые затронута тема перерождения души человека, причем не в другом человеке, а в природе, что ставит человека наравне с окружающим его миром. Человек здесь выглядит не ценнее травы, цветов, земли.
3-й куплет. Но кто-то один вырывается из этого порочного круга. Презрев догмы социума, он стремится вернуть забытое людьми древнее божество, то первоначальное, слитое с природой мировосприятие. Но для этого он должен принести себя в жертву. Здесь снова вспоминаются слова из песни «Вавилон»: в этом городе есть еще кто-то живой. Этот живой — традиционный для мифологии образ культурного героя, который стремится принести людям свет и знания, но за это платит жизнью. Этот образ перекликается с образами героев древнегреческих мифов – Прометея и Икара.
Можно заметить, что в первом куплете описывается Пространство (город), во втором куплете – законы, действующие в этом пространстве (война и перерождение), а в третьем – тот, кто нарушает эти законы.
Таким образом, песня на интуитивном уровне говорит: люди все больше отгораживаются от этого мира, забывают об одухотворенности этого мира. Одним из стимулов к тому, чтобы человек поставил себя выше природы, было христианство. Две тысячи лет люди живут, забыв про своих древних богов. Живут, как в желтом дыму, считая себя подобными богу и принижают все живое, не ценят того, что дает им солнце и Земля, не ценят даже себе подобных в слепой гонке за власть. Но кто-то один, увидев это, понимает, что должен вернуть людям забытую правду. Его разум побеждает барьеры человеческих догм и вырывается на свободу. Но за то, чтобы человечество обрело истину, ему придется заплатить ценой своей жизни. Как ни парадоксально, но здесь снова идет отсыл к христианской идее самопожертвования, хотя философия Цоя в целом не связана с какой бы то ни было религией, кроме разве что буддизма.
3. НЕВЕСЕЛАЯ ПЕСНЯ, Осуждение слабости и нытья. Кроме того, в этой песне чувствуется какое-то разочарование в происходящем вокруг. Новые ценности еще не придумали, а старые уже уничтожены.
4. СКАЗКА. Снова солнца на небе нет – еще одно напоминание о забытом солнце (см. Звезду по имени Солнце)
Бой, каждый сам за себя – борьба за выживание, эгоистическая мораль, безответственность. (см. также Звезду по имени Солнце)
Деревья заболели чумой, заболели еще весной – смерть заложена во всем живом изначально, и каждое живое существо стремится к смерти. Возможно так же провести аналогию с людьми, т. к. символом человека является дерево.
3-й куплет: чувство, что человек хочет жить, но у него предчувствие, что он не успеет сказать все, что хотелось, ощущение какой-то внутренней несвободы.
Не хочу уходить, хочу жить, хочу многое сказать, но боюсь, что не успею.
5. МЕСТО ДЛЯ ШАГА ВПЕРЕД, солнце среди туч (см. Звезду по имени Солнце, Сказку)
Тучи режет солнечный луч – не все так плохо, есть еще надежда.
Казалось бы, у меня есть все – слава, деньги, признание. Но этого оказывается недостаточно для настоящего счастья. Мне не нужно обожание и преклонение – мне нужно понимание, поддержка (несколько слов) и место для шага вперед (возможность и дальше делать свое дело)
6.ПАЧКА СИГАРЕТ. Человек уехал из своего родного города и практически окончательно потерял свой дом. Если раньше ему казалось, что необязательно для полного счастья иметь свой дом (закрой за мной дверь…), то сейчас он наоборот не может найти себе приют. Его утомили бесконечные гастроли и поездки. Он хотел бы отдохнуть. Но он пытается обнадежить себя, посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны (если есть в кармане пачка сигарет, значит все не так уж плохо на сегодняшний день и билет на самолет с серебристым крылом, что, взлетая, оставляет земле лишь тень). Ему хочется оторваться от земли оставить ей лишь тень, дотянуться до звезд. Это хотя бы ненадолго облегчит его печаль…
2-й куплет: никто не хочет брать на себя ответственность. Мое личное мнение, конечно, но в этом куплете мне чувствуется какая-то смутная тревога за свою жизнь – особенно это выдают строчки «а без музыки и на миру смерть не красна, а без музыки не хочется пропадать». Такая же тревога чувствуется в «Сказке». Чувствуется что человек во что бы то ни стало хочет честно продолжать свое дело – писать песни, но что-то угрожает этому. Быть может, то, что творчество превратилось в работу?….
8 ПЕЧАЛЬ. Снова те же образы, что и в прошлых песнях:
Холодная земля, город – см. Звезду по имени Солнце.
Фонари – фальшивый свет
Машины – символ смерти, всего искусственного, ненастоящего
Ночь – любимая стихия Цоя, и здесь она, как и в Спокойной ночи, оказывается сильнее города, возвышаясь НАД ним.
Луна, каплей крови красна – символ угрозы, тревоги.
Дом, свет, – символы комфорта, безопасности.
Окно – граница человеческого безопасного пространства и природы (дали)
Песня о том, что у него есть все для того, чтобы чувствовать себя счастливым, но этого недостаточно для такого человека, как он. Он видит из окна даль, но там лишь темнота. Он не может видеть холодность, безжалостность, невежество этого общества, скрывающуюся за показной радостью (все кричат ура, все бегут вперед). Вот откуда и взялась эта печаль.
9. АПРЕЛЬ. Если зима – это символ смерти, то весна означает возрождение. Апрель – это месяц, когда весна действительно вступает в свои права. Таким образом, символика песни прозрачна – надежда на возрождение Солнца (и увидим в тех глазах Солнца свет). Это пламенное желание вернуть людям Солнце прослеживается на протяжении всего альбома. И «Апрель», как финальная песня, передает уверенность героя в том, что это удастся, пусть и нелегко. И снова тот, кто должен сделать это, принесет себя в жертву, возродится и «придет уже навсегда» (вспомним перерождение в Звезде по имени Солнце). И хотя это странно отрицая христианство как религию, Цой создает образ Апреля, близкий к христианскому Мессии. Странное совпадение, но у евреев именно в апреле должен прийти мессия и именно в апреле (месяц нисан, см. Мастера и Маргариту) распяли Христа.
3. ЧЕРНЫЙ АЛЬБОМ
В Черном альбоме продолжается линия «Звезды по имени Солнце»: грусть становится еще сильнее, снова появляются русские народное мотивы в музыке (Нам с тобой, Звезда, Кукушка). Но если «Звезда по имени Солнце» ставит перед собой в основном общечеловеческие. глобальные проблемы, то в «черном альбоме» сильнее проявляется отражение личных переживаний, мыслей музыканта, его попытка заглянуть в свое будущее. И когда он заглянул в это будущее, оно оказалось не очень светлым.
1. КОНЧИТСЯ ЛЕТО. – первая попытка заглянуть в свое будущее. И одним из возможных вариантов в воображении музыканта оказывается забвение, ненужность. В первом куплете отчетливо слышно, что человек «болен и устал», что у него «больше нет сил». Вполне понятно, отчего берутся такие невеселые мысли о будущем.
Тем не менее, как всегда и здесь остается надежда на лучшее: может будет хоть день, может будет хоть час, когда нам повезет.
Особенно зловеще звучат строки припева : скоро кончится лето из уст человека, не подозревавшего что с ним случится в конце лета… Тем более если лето – это жизнь, а зима – это смерть.
2. КРАСНО-ЖЕЛТЫЕ ДНИ.
1-й куплет: пора уходить. ( на пороге осень – моя сестра – снова указание на «конец лета»
см. Кончится лето.
2-й куплет: те, кто устал от безжалостных уличных драм: люди, уставшие от борьбы за выживание
Храм из разбитых сердец. – успокоение, надежда, вера для потерявших свою душу. (может быть, имелось в виду творчество, песни, которые помогают жить)
3-й куплет: Утопия – пока только сон, для которого человечество не готово. Не пришло время. Людям надо жить реальностью, а не прекрасными сказками о справедливом мире. С другой стороны, если такой справедливый мир наступит, будет ли смысл жить для таких как Цой, чье творчество рождено социальной злостью?… здесь снова повторяется предчувствие беды уже в какой раз. Беды и для него самого и для всего общества.
Припев: я уйду, но вернусь (похоже на Апрель) после долгой спячки и смерти. Песня написана под влиянием последних гастролей, выматывающих группу. Лето для Цоя стало не только любимым временем года, а еще и отдыхом от этих бесконечных гастролей и он всегда ждал его.
3. НАМ С ТОБОЙ. Опять попытка заглянуть в будущее и оказывается, оно ничем не лучше настоящего ( и мне не нравилось то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть). В итоге Цой приходит к выводу, что в этом будущем обществе ему незачем будет петь, значит и ему нечего делать там… какой же из этого выход? только один – отгородиться от этого общества. Уйти от него. И здесь снова используется противопоставление природы обществу: любимые символы Цоя – черная ночь, лес, небо река против общества, где непонятно где лицо, а где рыло.
Все вышеназванные три песни объединены тем, что они как бы диалог с каким-то близким, очень родным человеком, скорее всего любимой женщиной, которой Виктор говорит все, что у него накипело на душе за это время.
4.ЗВЕЗДА. В этой песне нет слов отвечающих за последовательность:
(сначала) волчий вой да лай собак – меня не принимают
(но) крепко до боли сжатый кулак – я противопоставил этому силу и упрямство.
Птица-кровь – я вложил в это всю свою жизнь
(но пусть поможет) вера да надежда –любовь – я верю и надеюсь, что моя любовь ( искренность) дойдет до людей.
( и вот) за голосуют тысячи рук) я добился славы, популярности.
(но) все на месте да что-то не так. – но боролся за одно а напоролся на другое.
(и все же) в небе над нами горит звезда – но цель все еще ведет меня.
—ночь, гроза – нехорошие предчувствия
-грустный дождь да ветер-шутник – у меня противоречивые чувства от того, как изменилась моя жизнь.
Пей да гуляй… я с тобой пока – снова плохие предчувствия, грусть в душе и праздник на лице (Ср. Печаль)
5. КУКУШКА.
еще одна песня о возможном будущем.
Кукушка — символ судьбы, счетчик отпущенных нам лет. У японцев кукушка считается не земной птицей, а скитальцем из царства мертвых. По их поверьям, летом кукушка приводит за собой души умерших, возвращающихся домой.
В песне три вопроса – три куплета
1-й куплет: Цой задает себе вопрос: что же будет дальше? Сколько ему еще предстоит написать? Кем он станет – камнем или звездой. И получает утвердительный ответ — звездой.
2-й куплет: если меня не будет, кто продолжит мое дело? Есть ли у меня вообще единомышленники?
3-й куплет: Где моя свобода? Кто теперь будет самым первым ?
Припев: обращение к Солнцу (см. звезда по имени Солнце) как к высшим силам: « Если я действительно чего-то стою (есть порох) то дай мне сил (огня) чтобы продолжить свое дело».
6.МУРАВЕЙНИК. машины – символ всего искусственного, человеческого.
Муравейник – презрительно об обществе, его бездушности
Я не люблю когда мне врут, но от правды я тоже устал – устал от своей работы (песен)
Я пытался найти приют говорят, что плохо искал – непонимание, разочарование в популярности.
И мы могли бы вести войну (но не хотим, так как это бессмысленно)
Наше будущее – туман (неуверенность в том, что оно будет светлым для Цоя)
Деньги не лезут в карман – фраза говорит сама за себя, но, кажется, автор не рад этому богатству…
7. СОСНЫ НА МОРСКОМ БЕРЕГУ.
Снова чувствуется усталость (устал колоть этот лед в сердцах людей). Но его ждут, и он готов идти опять и петь им. Его поддерживают только несколько слов (все, что мне нужно – это несколько слов), сказанных близким человеком и вера в то, что осталось недолго до отдыха (сосны на морском берегу – типично латвийский пейзаж, где отдыхал Цой). Но после произошедшего слова недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть сосны на морском берегу кажутся еще одним мрачным пророчеством.
Переулки молчат, под ногами усталый асфальт (символ Города), но под крышами город продолжает жить – надежда на то, что люди все-таки не так безнадежны.
Фонари – фальшивый свет
Звезды – свет истинный.
И пускай фонари светят ярче далеких звезд
Фонари все погаснут, а звезды будут светить.
Не надо прельщаться чем-то ярким, но недолговечным. Возможно, у Цоя была надежда, что он не фонарь, а звезда и его песни надолго останутся в памяти людей, несмотря ни на что. Он думал, что нужно петь честно, от всего сердца, а не прельщать людей яркой внешностью и эстрадными песнями.
Комментарии
6 комментариев на «ИСТОРИЯ ЭТОГО МИРА (Группа крови, Звезда по имени Солнце, Черный Альбом)»
Оставьте отзыв
Отлично написано! Буду много думать…
Замечательная статья! Очень интересно… Я чувствовал, что в песнях Цоя есть глубокий смысл, но никак не мог раскрыть его… Спасибо Вам!
Великолепно разложено…
Всем доброго времени суток.
Прочитал статью, очень хорошая интерпретация песен Цоя. Показан пример осмысленного подхода и глубокого анализа текста. Считаю, что автору статьи неплохо получилось раскрыть «Историю этого мира», но не хватило немного сил раскрыть саму суть пророчеств Цоя. Именно пророчеств. В.Цой был безусловным философом и гением нашего времени, скрывавшимся снаружи за талантливым музыкантом. На мой взгляд он описывал будущее исходя из своих видений, не афишируя их в открытую, а вуалируя осмысленными логическими и образными фразами. Сам он говорит про свой дар — «Пой свои песни, пей свои вина, герой. Ты опять видишь сон о том, что все впереди…» Верно заметил автор статьи, что Цой описывал свой внутренний многогранный мир. Но не только свой. Он описывает историю начала, продолжения и окончания Третьей Мировой Войны в России, а также о том, где и как можно спастись и выжить. Чтобы понять это, нужно относится к его творчеству как единому «Альбому» в котором все его песни, как главы одной его книги, под названием «Кино»…
Спасибо, но… Лично мне в данный момент эта статья разонравилась так как она односторонняя и устаревшая…
Я считаю что Цой не предсказывал, а в силу своего таланта сумел выявить определенные закономерности по которым разворачивается любое событие. В этом и его сила — смотреть в суть вещей могут очень немногие. А если считать его песни пророчествами каких то конкретных событий то они очень сильно теряют. ИМХО.
Песни Виктора Цоя у меня в душе раскладывают замечательные ассоциации, именно из-за него я научился в детстве играть на гитаре и подражать его голосу. Последние его альбомы вышли за рамки моего «фанатизма», и я теперь его просто слушаю.