о том, как Цой СССР разваливал
Опубликовано 15.04.2014 - В рубриках: Статьи
В последнее время мне приходится наблюдать в России бум конспирологических теорий о происках наймитов Запада по развалу Империи/Союза и т д.
До недавнего времени это казалось более-менее логичным и закономерным. Все больше и больше людей начинают в это верить, разочаровавшись в идеалах демократии, которая по историческим причинам ассоциируется в России вовсе не с символом процветания развитых стран, а с нищетой и беспределом 90-х.Но сейчас, кажется, конспирологи начинают переходить ту грань, за которой их дальнейшие построения перестанут восприниматься как адекватные даже самыми ярыми патриотами СССР. Видимо, на волне истерии от того, что сейчас происходит вокруг, они выдали совершенно несусветную теорию: песни Виктора Цоя — это часть проекта Запада по развалу СССР.
Если бы это сказал рядовой блоггер с радикально настроенными взглядами, на него бы просто не обратили внимания. Но на сей раз шокирующее утверждение сделал не кто-нибудь, а депутат Госдумы Евгений Федоров в своем интервью на Ютубе.
О том, что в его выступлении содержится ложь и клевета, очень сильно дискредитирующая представителей самой власти, ложь, опасная для власти тем, что посягает уже не на какие то абстрактные и далекие от народа материи, а на то, что стало ценностью нашего народа, уже хорошо сказано в статье Марины Леско.
Мне бы хотелось внести свою лепту в поднявшемся ажиотаже и высказаться об этом со своей точки зрения, как человека, которого интересует исследование биографии и творчества Цоя. Хотя это, возможно, и не стоило бы обсуждать всерьез – настолько абсурдно все сказанное в этом нашумевшем фрагменте.
Во первых, я считаю, что если кто-то делает утверждение, он обязан предоставить убедительные доказательства. Если их нет, то гипотеза считается недостоверной. Может ли утверждающий (или те лица из КГБ, которые, по его словам, занимались допросами и расследованиями) предоставить конкретные доказательства, документы, подтверждающие его теорию? Где оригиналы привезенных из Америки песен, или хотя бы отдаленные параллели в текстах, если он имел в виду отдаленные параллели, где показания «евонной группы» о неумении Цоя писать тексты в одиночку, не пересказанные от себя, а точные цитаты, где, в конце концов, шекели с грантов? Можно конечно, отмазаться тем, что «власти скрывают», но тогда поверим и в существование инопланетян с Плеяд, контакт с которыми скрывают власти. Но в науке есть известный метод — «бритва Оккама», который отсекает подобные теории, по причине отсутствия их операционной ценности.
Зато у поклонников и исследователей творчества Цоя в открытом доступе имеются и черновики, и воспоминания людей, живших в то время, и фотографии, и видео, а некоторые из них общаются с близкими этого человека. Все это позволяет нам сделать определенные выводы.
Любой, кто хоть чуть чуть что-то читал о Цое и деятельности Ленинградского рок-клуба, бывшего тогда действительно пристальным объектом внимания КГБ, знает, что на фоне того, что писали некоторые сотоварищи Цоя по рок –клубу, песни группы «Кино» (даже поздние) выглядели довольно безобидно. Масса рок-групп писали тексты, в которых политический посыл был более очевиден. Но почему тогда депутат упоминает только одно имя, далеко не самое репрезентативное именно с политической точки зрения? Потому что из этого самого «проекта Голливуда по развалу СССР» слышал только о Цое? Тогда возникают сомнения в компетентности тех самых лиц, которые якобы занимаются «расследованиями» деятельности советских рок-групп.
Безусловно, начиная с 1986 года Цой стал писать другие песни, чем до этого, но этот переход кажется резким и мало чем мотивированным только тем, кто не слышал из раннего творчества Цоя, да и пожалуй из всего рока того времени ничего кроме «Алюминиевых огурцов» и «Мы ждем перемен». Песни Цоя гораздо более разноплановы, и в его раннем и позднем творчестве можно найти примеры, которые не укладываются в эту удобную схему. Более того, «революционный период» творчества Цоя, якобы вызывавший такой интерес у сотрудников КГБ, продлился совсем недолго, и уже в «Звезде по имени солнце» совсем другой настрой – и не тот, что был в «Группе крови», и не тот, что был в «45». Да и песни позднего времени стали другими не столько по текстам, сколько по звучанию, оформлению. А антисистемный посыл в них был еще с 1982. Было бы желание найти.
Кстати, именно в то время, когда в третий раз сменился настрой его песен, за чрезмерную политическую ангажированность Цой часто упрекал коллег по цеху. Как раз-таки в годы перестройки он постоянно повторяет в своих интервью, что ему не нравится, что «все как с цепи сорвались говорить правду», что он в первую очередь музыкант, а не политик. Даже песню «Дети минут» написал, с ироничным замечанием в адрес небезызвестного хита Телевизора «Твой папа – Фашист».
Когда речь в интервью заходит о «Переменах», Цой (смотри интервью на теплоходе «Федор Шаляпин»), и другие «киношники» упорно открещиваются от политического подтекста песни, и тогда и сейчас. Хотя им усиленно навязывалось и навязывается это и в прессе того времени, и нынешними оппозиционерами, которые почему-то убеждены, что песня идеально подходит для митингов. Цитата (кстати, идеально отражающая первое впечатление от песни, когда я услышала ее в сознательном возрасте):
— Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это все глубоко личное. (Г.Каспарян)
Не правда ли странно для агента Запада, который собирается устроить оранжевый переворот, в самый разгар проекта по развалу великой страны отмежевываться от пламенных революционеров? Наоборот, сторонник переворота должен подогревать общественные протесты, стимулировать недовольство — даже если делает это невольно, «втемную», как утверждают некоторые сторонники гипотезы Федорова, но вместо этого Цой что то говорит о взаимопонимании, пишет песни, полные экзистенциальной тоски и какого то разочарования в обстановке всеобщей приподнятости:
И все кричат «Ура!»
и все бегут вперед
и над этим всем
новый день встает— Печаль (1989)
За голосуют тысячи рук
и высок наш флаг
синее небо да солнца круг
все на месте, да что-то не так.» — Звезда (1990)
Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал – Муравейник (1990)
В нынешней Украине, например, того, кто делает такие заявления в разгар революции, могут причислить к пассивным сторонникам кровавого прокремлевского режима. Точно так же в годы перестройки Цоя клеймили излишне активные борцы за свободу, что он недостаточно бескомпромиссный и дерзнул заниматься музыкой, а не стоянием на баррикадах. И даже сейчас намекают на то, что такая позиция сгубила «демократические реформы». И здесь, пожалуй, самая главная ирония ситуации. Людей, которые держат нейтралитет и стараются остаться вне рамок идеологий и эпох, все равно упорно стараются втащить в эти рамки, сделать врагом или другом, потому что так удобнее воспринимать.
Комментарии
2 комментария на «о том, как Цой СССР разваливал»
Оставьте отзыв
Не кажется странным что Есенин , Высоцкий , СашБаш , Цой , Тальков , Майк , Дягилева , Листьев , Холодов , Политковская ушли в ряд для меня нет! это нечто иное как чистка правдолюбцев. ( Гении ведущие за собой толпы народа России не нужны!)
Сами развалили свой поганый совок, а ответственность пытаются спихнуть на выдающегося музыканта.