Последний герой

Виктор Цой

1987 – «Группа Крови»

Опубликовано 05.05.2010 - В рубриках: Статьи

После записи альбома «Это не любовь» музыканты попытались все на той же студии Алексея Вишни записать и новый альбом. Но их совершенно не устраивал звук и драм-машина. Альбом так и оставили недозаписанным, и позже эти неудачные пробы тоже вышли в дискографии «Кино». Не очень удачным было и выступление на 4 фестивале рок-клуба. Поэтому музыканты решили более тщательно работать над новыми песнями – очень долго репетировали, доводили до ума аранжировки, и если общее звучание песни не нравилось, то полностью переигрывали и переписывали ее. Концепция группы была такова: аранжировки должны были представлять законченную композицию, все должно было звучать целостно, поэтому, например. Игорь Тихомиров, до этого игравший в арт-роковых «джунглях», сознательно играл упрощенно. И мне, если честно, эта упрощенность нравится намного больше всяких «вывертов». За счет «упрощенности» энергетика музыки возрастает. В случае с «Кино» — не в ущерб смыслу.
Хотя все аранжировки музыканты делали вместе, есть одна песня, которую Цой уже принес на репетицию готовой – это «Группа Крови», с придуманной им партией баса и гитары. Он изобразил все аранжировки голосом, записав себя на пленку, и показал запись музыкантам.
Новые песни были записаны на портостудии, подаренной Джоанной Стингрей. Основную работу по записи и репетициям проводили в квартире Георгия Гурьянова. Была у них и драм-машина Yamaha RX-11, позволявшая редактировать не только ритмический рисунок., но также тембры и громкость, благодаря чему мы слышим на «Группе крови» более плотный звук электронных барабанов. Уже на начальном этапе работы над песнями ритмический рисунок задумывался с тем расчетом, чтоб Густаву легче было его играть стоя на концертах, как он это принципиально делал в традициях «нового романтизма». Так как группа впервые работала с записью профессионально, Каспарян говорил, что им хотелось применить все технические новшества – например, звуки сэмплеров. Поскольку группа КИНО играла в основном все же гитарную музыку, то своих клавиш у них не было, и Каспаряну с Гурьяновым пришлось втихаря от Курёхина, пока он напился и спал, записать все клавишные аранжировки для «Группы крови» за одну ночь на курехинском сэмплере prophet 2000. Все было налеплено на один канал. Сам Курёхин ни за что бы не отдал его «киношникам», только при условии, что сам будет на нем играть. Но стиль Курёхина был слишком вычурным для группы. Что касается клавиш, они пригласили для клавишника-профессионала со стороны – Андрея Сигле. Его партию «пианино» (на самом деле он играл на таком же «профете», как у Курехина) мы слышим в песне «Закрой за мной дверь». Музыканты попросили его изобразить «что-то в духе Рахманинова». Сигле с ходу сыграл эту самую патетическую партию. Эта аранжировка была внесена уже в самом конце, когда альбом уже сводили, и почти ничего не дозаписывали. Андрей Сигле, хотя и согласился помочь «киношникам» только за деньги, так как у профессионалов это в порядке вещей, в титрах «Иглы» указан как член группы «КИНО».
Андрей Сигле так же известен как автор большого количества киномузыки – например, к сериалу «Улицы разбитых фонарей»
В песню «прохожий» же были введены сэмплы из музыки «Новых композиторов» — группы-родоначальника электронной музыки в России. Правда, позже «Прохожего» решили выкинуть из альбома, так как песня не влезала на 45-минутную кассету, да и никому она особо не нравилась. (вишня говорит, что у Виктора даже была своеобразная теория, по которой в альбоме должна быть одна «никакая» песня – «сопля». В альбоме «Группа крови» проходных песен не было, и роль «сопли» на себя взял «Прохожий»)
Работа дома у Гурьянова длилась очень долго, и никто не помнит точной даты окончания записи – то ли осень 87, то ли весна 88.
Это альбом сначала лежал несведенный, так как у Цоя были в то время довольно натянутые отношения с Алексеем Вишней. На тот момент студия Вишни была лучшей в городе, да и практики тоже хватало. Видимо, это повлияло на окончательное решение Цоя.
В конце концов, через Каспаряна Вишне удалось убедить Цоя, что такой шикарный материал просто необходимо свести, и ему все-таки выдали на руки обыкновенную хромовую кассету с материалом альбома. Все сводилось на «Маяк 001»
«Это было абсолютно волшебно – возиться с портативной многоканалкой! Огромную работу музыканты провели у Гурьянова. Они записывали на одну дорожку драм-машину, на вторую бас, на третью электрогитару. Сводили результат на четвертую дорожку. Затем Цой пел голос два раза, на две дорожки: дабл-трек сводили на третью (один голос на октаву ниже, что создавало особый вкус цоевского вокала). Потом Каспарян затирал одиночные голоса двумя гитарами. Это была уже практически готовая запись. Мне нужно было просто свести это грамотно: развести по панораме и фронтальным планам, наложить поверх голос Цоя или клавишные Андрея Сигле, либо гитару Каспаряна. Суммарно ребята проработали над записью «Группы Крови» больше часов, чем над любым другим из своих альбомов. Потому что впервые в их жизни студия, пусть даже и совсем портативная, надолго оказалась в их собственных руках.». Действительно, возможность работать без перерывов и авралов, как это было у Тропило, тоже сыграло положительную роль в качестве материала.
Так как на днях Цой должен был вылететь в Алма-Ату на съемки «Иглы», то работу над сведением делали за четыре дня. Цой не хотел издавать альбом в Советском союзе, решив доверить все права на него Джоанне и издать его в Америке. Но Вишня, наперекор желанию Цоя, решил издать его в Союзе. На шестой день съемок «Иглы» Цой подошел к ларьку звукозаписи и увидел, что поступил новый альбом 2Кино» — «Группа крови».
Отзывы на альбом восторженные. Александр Житинский: «Мне кажется, что группа «Кино» записала свой лучший альбом и один из лучших альбомов в истории отечественного рока. Дело не в том, что он мне очень нравится, а в том, что он поднимает наш рок на новую ступень….
Такого горячего альбома не было давно. Он обжигает.
Во-первых, о музыке. Она прекрасна по своей мощи и чистоте. И отточено проста. Ритм-секция, где Густав на этот раз играет на компьютере, что не помешало ему сделать барабаны удивительно живыми, а Тихомиров, как всегда, предельно четок, создает великолепный по крутизне горячий пульс альбома…Юра Каспарян практически в одиночку тащит музыку, а клавишные помогают лишь создавать в нужных местах фон. И, конечно, голос Цоя, в котором и сдержанная боль, и благородство, и пафос, и загадочность.
Весь альбом воспринимается мною как поход «последнего героя» сквозь ночь и звезды, в черном плаще, между небом и землей.» Владимир Терещенко: «Альбом 2Группа крови»» — философский цико, в котором наряду с традиционной цоевской созерцательность присутствуе удивительная энергия. Он активен, напорист, и тема его – призыв к поступку…Большим достоинством альбома является не только его цельность, но и легкость, ествественность…Альбом превосходен музыкально, качественно нов для «Кино». Если бы не нудная драм-машина, а живой барабанщик «к сему руку приложил», стать бы ему совершенством».
Отрывок из статьи о «Группе крови» из книги «сто магнитоаьлбомов советского рока»:
…«Группа крови» получился одним из самых танцевальных альбомов того времени, на что критики первоначально не обратили внимания ввиду явно нетанцевального содержания песен.
«Поворотный момент и основное новшество «Группы крови» состояло в том, что романтизм в нем практически отсутствовал, а
на смену ему пришел героизм, — считает Каспарян. — Цой сознательно выбрал эту трассу, по которой группа двигалась последующие три года».
«Группа крови» получилась цельной и монолитной — несмотря на стилистическую многоплановость. Песня «Война» была сыграна на основе ритма а-ля босса-нова, «Попробуй спеть вместе со мной» — марш, «Бошетунмай» — белый реггей, созданный под впечатлением от концерта британской группы UB40, выступавшей в Ленинграде в 86-м году. Плюс припанкованный «Прохожий» (в духе композиции «Мама-Анархия» с альбома «Ночь») и полуакустическая «Легенда» в финале.
Несмотря на специфическое звучание ритм-бокса и не вполне зрелое использование сэмплера, общий саунд «Группы крови» получился весьма современным даже по меркам девяностых годов.
Впоследствии изданный в Америке компакт-диск «Группа крови» получит высокие оценки западной прессы — в отличие от экспортных альбомов «Звуков Му» и Гребенщикова, вышедших примерно в то же время. К сожалению, на обложке диска, дизайн которого с постмодернистской непосредственностью повторял плакат к довоенному кинофильму «Доктор Мабузе», не были упомянуты ни автор плаката художник Илья Чашник, ни «саунд-ассенизатор» альбома Алексей Вишня…
Несколько слов о текстах.
Смесь каратэ и невской сырости, восточного спокойствия и питерской суровости дала в итоге впечатляющие результаты. Если на предыдущих альбомах Цой чаще всего выступал в роли философа-созерцателя или окутанного мечтами городского подростка, то на «Группе крови» в лидере «Кино» внезапно проснулся эдакий байроновский дух. Впрочем, будучи по природе очень ироничным человеком, он не смог удержаться от иронии и в данной работе. Правда, отражено это скорее в музыке, а не в лирике — достаточно послушать патетический рояль в конце песни «Закрой за мной дверь» или звуки засэмплированных труб в «Бошетунмае». Однако и фраза, ставшая нарицательной: «Все говорят, что мы вместе/Но немногие
знают, в каком» — говорит сама за себя.
Все остальные особенности альбома характерны для менталитета группы «Кино».
Это ориентация на саунд самых модных в то время западных поп- и рок-групп — начиная от «неоромантиков» и заканчивая Cure и Talking Heads. Именно подобная музыка служила источником ритмической и аранжировочной лаконичности.
Это аккуратная игра Каспаряна на гитаре.
Это длинные хвосты песен — с плавным уводом звука в конце. (Исключение в этом плане составляла композиция «Война», в которой Цой сам вывернул ручки на пульте, приобщившись тем самым к искусству звукорежиссерской работы. Когда Вишня хотел переделать, Виктор махнул рукой — мол, пусть остается.)
А. Троицкий, отрывок из книги Back in the USSR
«Новая кассета «Кино», «Группа Крови», мало чем отличалась от предыдущих (??? Странно слышать это из уст музыкального критика, хотя все несведущие в музыки люди видят, что она не мало чем отличается), но среди всеобщего распада она воспринималась как монолит, символ веры – и подростки молились на нее»
Как уже говорилось в статье о поздних альбомах Кино, на музыкантов в то же время посыпались обвинения в конъюнктуре. Но далеко не все из друзей Виктора так считают А Титов:» после записи «Группы крови» я понял, что это не попсуха, в которой тогда стали упрекать Цоя, а просто дань моде. Просто он искал современный язык. А попсуха – дань коммерции, а не современности.»
Сам Цой говорил о «Группе крови»: «Наверное, он лучше, чем все остальные. Во всяком случае, актуальнее. Но в нем тоже есть очень много погрешностей. Мы, может быть, и хотели бы его переделать, но потом подумали и решили, что если постоянно переделывать одни и те же песни….» (РИО, № 19, 1988).
«Мне нравится альбом «Группа крови», хотя и не весь. Это почти похоже на то, что мы хотели сделать»(май 1989)

Комментарии

Оставьте отзыв




Тут просто рекламные ссылки, чтобы поддерживать работу сайта

Рекламные ссылки, чтобы покрыть содержание сайта