ЗА ЧТО ОБВИНЯЮТ ВИКТОРА ЦОЯ или не знаем, что критикуем
Опубликовано 02.10.2008 - В рубриках: Статьи
1. ПРИМИТИВИЗМ
Есть люди, которые любят Цоя, есть люди, которые ненавидят и критикуют его, есть люди, которые равнодушны к нему. И те, кто критикует Цоя, как правило, ничего о нем толком то и не знают. Не знают его как личность и не слышат истинный смысл его творчества. Песни Цоя нельзя слушать с таким формальным подходом. Не нужно анализировать тут тональности, аранжировки и аккорды. Песни Цоя нужно слушать душой и тогда поймешь, что сам такое никогда не напишешь. Это уникальный дар – писать такие песни. Это очевидно, потому что никому из последователей и подражателей Цоя не удалось полностью его скопировать. Скопировать внешнее легко. А писать песни так же коротко и естественно не под силу никому.
Песни Цоя немноголословны и, на первый взгляд, просты, но это не так. Его простота и краткость – это высший талант, доступный уже тогда очень немногим, а в наше время вообще никому.
Для того, чтобы писать песни, как Цой, и понимать его песни, нужно стать ребенком и смотреть на мир глазами ребенка. Нужно радоваться каждому мгновению своей жизни, радоваться Солнцу, звездам и ветру, нужно любить то, что окружает тебя, нужно относиться к миру как к чуду, которое ты открываешь для себя впервые
Современные люди не могут так смотреть на мир. Их мозги уже засорены всем, чем только можно – общественными предрассудками, штампами, религией, бытовухой, научным материализмом, мистицизмом и эзотерикой, высшим и невысшим образованием. За всеми этими усложнениями и изощрениями они теряют истинное видение мира.
Мир Цоя- это мир первоначальный, мир языческий, дохристианский. Это видно сразу. В песнях Цоя не встретишь таких слов, как родина и бог. Потому что для первичного миропонимания эти слова ничего не значат, они пусты и искусственны. Родина для древнего человека – это весь мир. Языческие символы, божества и мифы удивительно сходны между собой, в отличие от современных религий. Те языческие боги, которые были у древних славян, германцев, есть у синтоистов в Японии – это не боги в христианском понимании, это природные силы.
У Цоя мы видим эти природные силы под их прямыми названиями – Ночь, Солнце, ветер, огонь, вода, звезды, деревья..
Творчество Цоя примитивно. Но, как известно высший уровень развития мало чем отличается от примитивного. Высший уровень развития прост, но гармоничен и несет добро. Низший тоже прост, но деструктивен и несет зло. Вот и все
2.НЕТ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ
Да, Цой поет спокойным голосом, без эмоций, без обвинений, без экспрессии. Его голос бесстрастен и сдержан. Он просто поет немного грустно и устало даже те песни, в которых резкий критичный текст. Это говорит о его сдержанности и беспристрастности. А для человека, который является «рупором поколения», важна беспристрастность и объективность. Только тогда его полюбят многие.
Тот, кто пытается увидеть мир в истинном свете, человек знания, мудрец, должен отрешиться от всех чувств, которые захватывают его. Чтобы что то понять, нужно отринуть свое субъективное мнение и открыть себя миру. Цой, похоже это и сделал. Именно поэтому мир его песен настолько ярок, правдив и реален.
Далее, о любви. Во-первых, про любовь и дружбу до него уже спели и так опошлили все это, что это уже кажется безвкусной попсой петь про любовь.
Во-вторых, и то и другое у него есть. Надо только вслушаться внимательнее. Ведь сама по себе песня Цоя – это доверительный разговор, это открытая душа человека, который обычно скрывает свои чувства. Ведь в его песнях постоянно идет диалог с каким-то близким и родным человеком, скорее всего с женщиной – нам с тобой голубых небес навес, нам с тобой станет лес глухой стеной. Разве это не любовь когда человек предлагает другому самое дорогое что у него есть – небо и лес, ночь и воду в реке?
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой…
Горе ты мое от ума, не печалься, гляди веселей, и я вернусь домой…как можно скорей.
Но я верю, что ты снова скажешь эти несколько слов, и я снова готов оставить след на этом снегу…
И когда я обернусь на пороге, я скажу одно лишь слово «Верь»
Видите, как часто в его песнях присутсвует та, которая его ждет, та, которая верит в него, и как он открывает ей свою душу. Это – любовь в истинном смысле слова. Ведь любовь это не страстные признания, охапки цветов и обручальные кольца. Любовь – это жертвенность, это доверие друг другу, это открытость двух людей навстречу друг другу, это партнерство, поддержка друг друга.
А вот это
А вечером я стою под твоим окном
Ты поливаешь цветы, поливаешь цветы
А я дотемна стою и сгораю огнем
И виной тому ты, только ты
— это не любовь. Так Цой и показал и сказал это в такой вот смешной и лубочной пародии на любовную песню.
И как может быть бесчувственным человек, в песнях которого столько разных чувств? Это и надежда, и вера, любовь, и восторг созерцания мира, и готовность к бою, к созданию чего-то нового, готовность к переменам, желание изменить мир к лучшему, энергия, страсть и в то же время тоска и усталость, и иногда даже отчаяние, и сомнение, и осуждение, и спокойствие…
Комментарии
Оставьте отзыв