Как все началось
Опубликовано 07.08.2008 - В рубриках: Статьи
Не помню, когда все это началось. Может лет пять-шесть назад, а может и больше. Я даже толком не помню, когда увидела его в первый раз в каком-то старом советском журнале – то ли в «Крестьянке», то ли в «Работнице». Мне было лет десять – не больше.
И у меня тогда была, да и сейчас есть одна дурная привычка – совать нос в чужие вещи. Когда я была совсем маленькой, я обожала лазить по бабушкиным ящикам и смотреть их содержимое. В комоде под телевизором тогда лежала огромная папка старых журналов, которые когда-то выписывала бабушка. Когда никого не было дома, я туда залезала и вырезала оттуда все, что мне хоть мало-мальски было интересно. Зачем мне это было надо – опять же не знаю. И вот однажды, когда никого не было дома, я залезла туда в поисках неизвестно чего. Я до сих пор помню, что в таких журналах в конце всегда была музыкальная рубрика, посвященная какой-нибудь звезде советской эстрады с ее фотографией и нотной записью и текстом ее песни. И вот, листая этот обыкновенный советский журнал, я наткнулась на фотографию незнакомого мне тогда человека во всем черном с застенчивой улыбкой и немного печальным взглядом азиатских глаз. Рядом с фотографией было написано имя: Виктор Цой и какая-то песня, не помню: то ли «Муравейник», то ли «Пачка сигарет». Что-то в нем самом, в его имени, в тексте песни, будто уводившей вдаль по рельсам жизни, вдруг зацепило меня, и я тут же вырвала страницу из журнала и швырнула в кипу своих вырезок. После этого она куда-то пропала с другими вырезками: наверное, ее выбросили, и я теперь очень жалею об этом.
Второе мое воспоминание – такое же смутное. Я не помню, когда это было, но я ясно помню, ЧТО было. Работает телевизор, никого нет дома, я сижу в своей комнате и вдруг слышу, как из-за стены, из телевизора в соседней комнате доносится странная и очень классная музыка. Подгоняемая любопытством, я вышла в соседнюю комнату и посмотрела на экран, из которого на меня смотрел странный человек с львиной гривой черных как смоль волос, горящими азиатскими глазами и красной гвоздикой в петлице черной куртки. Низкий голос его будто призывал куда-то вдаль, пробуждал энергию внутри меня. Я почувствовала бешеную энергетику, бьющую из экрана телевизора. Неведомая сила заставила меня танцевать, не отрывая взгляда от телевизора. А в сознании на долгие годы впечатались непримиримые страстные слова:
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен –
Перемен! Мы ждем перемен!
Третье воспоминание – я снова перед телевизором, мне 10 лет, я лежу на диване перед сном, играю с плюшевым белым медведем и собакой и строю рожи телевизору, в котором поет низким голосом мрачный и серьезный одетый в черное человек с азиатскими глазами. Мне это не понравилось, и я начала его передразнивать. Мамин друг, который тоже в это время смотрел телевизор, шикнул на меня, и я обиделась за это на него и на человека в телевизоре. Потом я прочитала в своей детской анкете, которую дают для заполнения всем друзьям и родным, что его любимая группа «Кино», а любимый певец – Виктор Цой.
Четвертое воспоминание – лето, я сижу у телевизора, смотрю MTV. Появляется анонс передачи о Викторе Цое, его виновато улыбающееся лицо на экране. И я тогда не знавшая ни песен этого человека, ни его самого как личность, почему-то обрадовалась этому лицу на экране и сказала вслух: «Виктор Цой – это классно». Самое удивительное, что тогда я слушала Дженнифер Лопес, Децла и Спайс Герлз…Рок я терпеть не могла и считала всех рокеров ублюдками и хулиганами.
И, наконец, пятое и последнее «мутное» воспоминание из детства о том, как все начиналось. Именно после этого я приняла для себя решение: мне нужно услышать все песни этого человека, мне нужно узнать о нем больше.
Мне тринадцать лет, мы гуляем с мамой и ее знакомым в Парке Горького, катаемся на аттракционах. Какой-то художник в парке рисует шарж на маму, а я стою в стороне и слушаю звуки доносящейся до меня музыки. Грустной, темной и одновременно светлой музыки. Слышу звуки низкого, хриплого ни с чем не сравнимого голоса. И вдруг я чувствую такую грусть, ностальгию по чему-то, чего нельзя уже вернуть, но так хочется…
«Я знаю, кто это поет. Это Цой.» зачем-то сказала я маме, и та недоуменно взглянула на меня.
Я и раньше знала, кто это, но почему-то мне в голову не приходило начать слушать его. Лишь иногда слыша по радио низкий голос:
Я жду ответа
Больше надежд нету
Скоро кончится лето
Это –
я будто смутно вспоминала что-то из прошлой жизни. Когда моя консервативная бабушка говорила: «Ну вот, опять этот Цой безголосый. Чушь какую-то поет.» я недовольно хмурилась, но не вступала с ней в спор.
Слыша их по радио, я узнавала их с первой же ноты и записывала на свою кассету прямо с радио. Я без конца переслушивала их и записывала тексты в тетрадку. Я запоминала их, не прикладывая никаких усилий для этого. Я слушала Цоя каждый вечер и понимала, насколько его песни совпадают с моей жизнью, насколько все в них соответствует моим внутренним убеждениям. Чем больше я узнавала о нем, тем ближе он для меня становился. С каждой новой услышанной песней я понимала, что со мной разговаривает через песни не просто талантливый музыкант и поэт, а самый настоящий «целитель уставших наших душ». И до сих пор я пытаюсь найти и не нахожу ни одного музыканта или поэта, равного ему по силе воздействия на мою душу. При этом я слушаю не только его одного; более того я его сейчас слушаю все реже и реже, потому что эти песни просто звучат внутри меня постоянно, и постоянно в голове непроизвольно всплывают цитаты из его песен, подходящие под какую-либо жизненную ситуацию. Цой открыл мне путь в русский рок и в музыку вообще: я обожаю Константина Кинчева, Игоря Талькова, Вячеслава Бутусова, уважаю Бориса Гребенщикова, люблю слушать группу «Пикник», обожаю и электронную современную музыку, и западный, и даже турецкий рок. Но когда мне плохо, одиноко, хочется, чтобы кто-нибудь поддержал, я включаю музыку Цоя и от души плачу, уткнувшись лицом в колени, потому что когда тебя унижают, предают, втаптывают в грязь, когда ты теряешь близких и земля уходит из под ног, только его низкий и теплый знакомый голос, как голос старого друга, дает тебе последнюю надежду.
Комментарии
19 комментариев на «Как все началось»
Оставьте отзыв
БУРДАКОВА МАРИЯ-ВУНДЕРКИНД ЕЩЁ СО ШКОЛЫ!!!! ОЧЕНЬ УМНЫЙ И ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!!!
Рассказ тронул до глубины души.Виктор Цой умер в год моего рождения…И вот однажды,мне 14 лет я купила себе диск группы «Кино».До этого я уже слышала Цоя.И вот я слушаю Его песни.И такая тоска охватила меня…Я начала плакать…Мне показался Виктор Цой самым близким и родным человеком…Это было очень странное чувство.Чувство потери родного человека…И сейчас мне 18 лет.А Виктор уже сформировался в мой идеал мужчины…Да,это очень грустно…Я знаю,что так быть не должно,но я в каждом парне пытаюсь найти что-то от Виктора Цоя,и не находя этого,чувствую пустоту…Так нельзя?Да я это знаю!Но ничего не могу поделать…Я имею музыкальное образование,пишу музыку…И эту музыку мне навеивает Он!Прослушав мои песни,некоторые из друзей сказали:Как будто Цой в тебя вселился…И может быть я сумасшедшая,но я всегда чувствую поддержку Виктора,он всегда рядом со мной!Он живет внутри меня…
Чувствую то же самое, что и Вы. Виктор Цой до сих пор для меня идеал. Я очень многим обязана ему и по сей день. Он мой учитель. И он тоже живет во мне. На школьном конкурсе когда я пела песни Цоя кто то крикнул из зала:Цой жив! Мы верим в переселение душ! Глупо конечно, но зерно истины в этом есть. У меня есть один знакомый.Он не фанат Виктора Цоя. Но у него есть способность чувствовать души людей. И он как то сказал мне, что он однажды почувствовал душу Виктора. Словами это объяснить невозможно, хотя я и расспрашивала его, что это как это выглядит. он мне смог только сказать, что часть его души не отпущена, его опыт, знания до сих пор рядом с людьми. Что на самом деле Виктор Цой не был таким каким его многие представляют.
И совпадений много. Мама моя того же года рождения, что и Виктор, папу и дедушку зовут Виктор, да и познакомились мама с папой в родном городе Цоя — в Питере. Мама училась в Питере, в училище совсем рядом с будущим рок-клубом на Рубинштейна, 13. А папа мой вообще неудавшийся музыкант…
Так что я верю, что Цой до сих пор здесь, среди нас. мы его не отпустили и он нас не отпустил, потому что,очевидно, мы пока нужны друг другу.
Спасибо за этот пост. Очень важный. К нам по-разному приходила музыка КИНО, но самое главное — это то, что Виктор помог огромному количеству людей понять, что они не одни.
Виктор не только вашу жизнь перевернул. Все кто хотя бы раз слишал его песни, пуст даже в обработки наших звезд, подсаживались на него как на иглу. Жаль,что его жизнь оборвалась так рано. Думаю, если бы этого не случилось, тогда и попса пошла по другому руслу.
да ее б вообще не было:)
Я слушаю русский рок.Много хороших и талантливых рок-артистов,но таких как ВИКТОР ЦОЙ нет,такой человек рождается раз в сто,нет,в тысачу лет.ЦОЙ многим открыл глаза на происходящее тогда в великой стране Советов.И те подростки,которые его слушали понимали,что надо что-то менять,а когда подросли,получили образование начали водворять в жизнь то о чём пел ВИКТОР в своих песнях.Они изменили нашу страну,нашу жизнь и всё это благодоря ВИКТОРУ.Многие сомной не согласятся,но я никому не навязываю своё мнение.
Диана…
На мой взгляд Цой пел не столько о нужности перемен во внешнем мире, сколько о переживаниях внутри самого себя — каждого человека, о нужности перемен внутри. «Хочешь изменить этот мир- начни с себя!», так вроде звучит древняя пословица.
Главное в его песнях это внутренний мир — микрокосм, по сути он являлся (на мой взгляд) во-многом «гуманистом» наших дней, ( да в песнях Цоя есть и то, что можно связать с «социальными» мотивами, но под этим скрыто гораздо больше и глубже — именно душевное состояние, это непосредственное обращение к «сокровенному» к ощущениям, тревогам, переживаниям и терзаниям души человеческой).
Извините за напыщенность — получилось, как у психолога или отца церкви…
но вот так думается и представляется мне, и не только мне…
Да и вот ещё что хотел написать здесь…
То к чему мы все дружно (почти строем) подошли ( и страна и мир в целом), вряд ли обрадовало б Виктора Робертовича, не в этом он видел смысл перемен (и не о таких уж точно мечтал и пел).
Грустно всё это, но случилось «как всегда», а хотели как лучше…
Вот глядит он сверху на всё это в «древнерусской тоске» (как у Б.Г.)
Мы просто ходим по кругу, как ослики и никак не можем выбрать свой путь. Я не знаю, может у русских людей психология такая. но мы наступаем на те же грабли, причем ударяемся все больнее.
Скорее всего об этой черте нашей психологии Виктор и пел — «сигареты в руках, чай на столе — так замыкается круг — и вдруг нам становится страшно что-то менять».
Да всё так, но здесь имелось ввиду не только наша Россия-здесь вообще «клиника»(социализма то толком не было никогда, а уж капитализм наш теперешний — российского варианта вообще в основе своей криминальный), но и мир в целом.
К сожалению ( и это неоспоримо) с ростом благосостояния и в более благополучных и спокойных странах (во всём Мире — Америка, Европа, Австралия, Япония) , не происходит одновременно с этим такого же роста духовности…
Казалось бы, ну имеем хлеб с маслом да ещё и с икоркой красной, квартиру, машину, хорошо оплачиваемую работу ну так и расти в «глубину» или «высоту»- развивай духовную составляющую своего «его», ан нет — хочется ещё больше материальных благ (машину покруче, дом побольше, недвижимость где-нибудь на тропических островах с видом на море и т.д. до бесконечности.).
И здесь эта тенденция характерна подавляющему большинству людей во всём мире. В этой гонке за «лучшей жизнью» сейчас каждый шестой в зажиточной Европе и Америке (Штаты и Канада) страдает различными психическими заболеваниями — вплоть до шизофрении и паранойи, а всё начинается со стрессов (да и различных фобий) что нет «спокойствия» внутри из-за бесконечной гонки. Здесь уместно будет процитировать кого-то из известных людей ( сорри-не помню кого именно) что-то вроде: » в погоне за лучшим местом под Солнцем — мы теряем себя». Именно это в итоге и происходит.
Так что, творчество В. Цоя можно и нужно рассматривать гораздо шире, как попытку обращения ко всему человечеству (а не только к нам — его соотечественникам). Виктора Цоя я вообще воспринимаю, как (не побоюсь этого слова ) если и не инкарнацией Христа, то по крайней мере как некую индивидуальность близкую (во многом) к образу апостола или пророка.
А это как минимум «надмировая» личность и не может быть привязана к какой-либо определёности (к стране или стилю).
«Казалось бы, ну имеем хлеб с маслом да ещё и с икоркой красной, квартиру, машину, хорошо оплачиваемую работу ну так и расти в “глубину” или “высоту”- развивай духовную составляющую своего “его”, ан нет — хочется ещё больше материальных благ (машину покруче, дом побольше, недвижимость где-нибудь на тропических островах с видом на море и т.д. до бесконечности.).»
Думаю, это потому что людям изначально не прививаются духовные ценности, то есть люди не подозревают о том, что чтение книжек и развитие себя может быть ценным в принципе. Большинство людей пределом мечтаний видят именно материальное богатство, когда они его добиваются — цель достигнута, а новой цели не поставлено. То есть нет пути дальше. Посвятив 99 % своей жизни достижению богатства, человек забывает о том для чего собственно достигал этого. Затем он рождает детей, которым не привил никаких ценностей, кроме гламура, крутой одежды ,тачки и клубов, и круг замыкается. Выход из круга — только люди, на которых держится наша духовность — ученые, музыканты, писатели художники — «совесть» эпохи. К сожалению, в России эту «совесть» не ценят и плюют на нее с высокой колокольни.
«Так что, творчество В. Цоя можно и нужно рассматривать гораздо шире, как попытку обращения ко всему человечеству »
Это потому что в отличие от Шевчука, Кинчева и других мэтров, Виктор Цой смотрит на мир не с политического, религиозного, социального аспекта, а с философского, психологического.
При том что он был в жизни простым человеком , в песнях он явил лучше что есть в русской культуре — склонность к философии, взгляд внутрь себя и одновременно ввысь. Это именно то чем славится русская литература, и классика, и фантастика (взять хоть братьев Стругацких или Булгакова), и русское кино в лице Тарковского. Это то, за что русскую культуру уважают и ценят в тех странах, где духовности не хватает.
Насчет Японии, кстати, я занимаюсь изучением этой страны, и вижу одинаковый процесс и в Японии, и в нашей стране — процесс, связанный с воздействием американской культуры на культуру наших стран. Даже сами японцы, те кто хотя бы что то еще анализирует, отмечают что происходит некий контроль за культурным обменом между странами, за культурой внутри стран. И у нас, и у них происходит некая фильтрация культурной информации из других стран. То есть в Японии и в России насаждаются «идеалы» американской культуры — индивидуализм, погоня за прибылью, богатством, престижем, внешней красоте в ущерб внутренней — то есть тем, против чего выступают все мыслящие люди, среди которых и Цой не исключение. Поэтому Цой действительно мог бы стать «общемировым достоянием», но этому противостоит управление информацией, культурные барьеры, непонимание, введение людей в заблуждение.
Но если Япония из -за своей культурной замкнутости, как бы сказать, сильнее противостоит этому воздействию и оставляет хотя бы часть своего, если там благодаря этому хотя бы люди социально защищены, то в России мы отказались даже от плюсов советского режима — социальной защиты, от советского рока — сегодняшняя «прогрессивная» молодежь называет его в лучшем случае «стародуховным».
«Думаю, это потому что людям изначально не прививаются духовные ценности»
И ещё потому что для внутреннего — духовного развития нужно проявить волю, причем здорово постараться подавляющему большинству. Лишь избранные рождаются со своей уникальностью «мессии» (В.Ц.) — это дар свыше. Это как родиться принцем. Так дано. Нельзя всё сводить к воспитанию (хотя бесспорно оно имеет немалое значение), «человек рождается сам и умирает сам» так и в духовном плане -каждый должен постараться пробудить в себе «жажду духовного поиска» и «родится» выбрать этот путь, должен САМ захотеть «взглянуть ввысь». Почувствовать что не может дальше жить по старому,( не об этом ли пел Цой?) подчиняясь только законам «диалектический материализма», душа же всё-таки дана для чего -то человеку — homo sapiens sapiens (факт существования души сегодня признают не только отцы церкви но и многие известные учёные, душа — как бессмертная, нематериальная сущность, в которой выражена божественная т.е. неподдающаяся материалистическому пониманию природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, и противопоставляемая телу).
Он не лёгок этот путь и 99% -м людей проще и понятней выбрать (и выбирают) » заколачивание» денег для хлеба насущного…частенько с той же икоркой…Этот «примитивизм» в людях ровняет большинство из нас по-развитию с крысами из «контрольных» лабораторий… (для тех кто «извне»))).
И речь совсем не о бедняках у которых все мысли лишь о том как бы протянуть от «зарплаты до зарплаты»…речь об имущих.
А был ли Цой «… в жизни простым человеком…» если и был то насколько… не знаю, не знаю… Вряд ли был он прост, нет Виктор Цой был далеко не такой ( может лишь в общении с другими, и по отношению к себе не был «эгоцентриком» с появлением популярности). В.Цой наоборот был сложным и очень интересным человеком. Простой человек не смог бы собирать многотысячные армии фанатов на концертах, и спустя почти два десятка лет после смерти смотреть на нас с экранов телевизоров и мониторов, в передачах посвященных ему. Сколько ещё напишут и скажут про него, а уже сколько написано и сказано…
Одно знаю точно Цой – феномен и целая ещё неизведанная стихия , путеводная яркая звезда на тёмном небосклоне нашего земного существования, которая светила и будет светить ещё очень долго.
Как и заповеди Христа, так и философия и мироощущение из наследия Цоя, будут всегда актуальны для всех нас «грешных» пока ещё жив род человеческий.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.» Пока среди нас рождаются и живут такие люди как В.Ц — такой глубины и силы духа, даже один на многие миллионы – миллиарды, надежда есть.
ЦОЙ FOREVER…
Я понимаю простоту именно как отсутствие зацикливания на себе, отсутствие эгоизма и чувства собственной важности. Виктору было интересно все в этой жизни, интересна сама жизнь во всех ее проявлениях, психология окружающих людей — это видно по песням. Человек так устроен что не может не получать информацию из внешнего мира и не может не отдавать ее совсем. Если бы Цой ходил и говорил каждому, что он «великий пророк» и высокоинтеллигентный духовный гуру, возвышая себя над всеми окружающими — не уверена, что к нему было столько доверия и любви от совершенно разных людей — от гопников до интеллигентов (правда сомневаюсь, что гопники действительно «любят» и понимают его).
еще большую роль играет его восточная кровь — у восточных людей, особенно у японцев и корейцев, вообще не принято в повседневной жизни выражать свою «умность» и хвастаться своей гениальностью — это дурной тон. При этом внутри у этих людей — интереснейший духовный мир. Так и Виктор старался не очень то афишировать себя в обычной жизни, но при этом полностью выкладывался в песнях, и то делал это не «в лоб», а так чтоб люди немножко сами думали, не только слепо принимая его тексты как истину. Пусть каждый человек сам выбирает путь а не следует кому то — вот что было его целью — научить людей думать и чувствовать.
Мне бы очень хотелось поговорить с ним на тему, какие книги он читал, в каких местах бывал, какую музыку слушал, какие фильмы смотрел, с какими людьми общался — в этом плане, я думаю, у него просто огромная база, судя по песням.
Спасибо за этот портал и эти прекрасные мысли. О «гопниках»… просто в бровь.
Вы хотели сказать не в бровь, а в глаз? Могут ли гопники вообще что-то ценить и любить? Товарищу Алексу_73 на «признание святыми отцами факта существования души»Родненький, об ентим факте святые отцы пекутся уж не одно тысячелетие. И Ветхий и, особливо, Новый Завет построены на заботе о спасении души человеческой.
В моей, тогда подростковой мятущейся душе не имевшей Христа во всей Его живительной полноте, Цой, весь(точнее та его часть, которая была нам доступна) как явление,был нравственным ориентиром, источником дающим силу и уверенность в себе.Кто-то близкий и родной, вызывающий бесконечное доверие и любовь…Очень опасная иллюзия.Не надо ставить в один ряд миссию Христа и значение Вити Цоя. Даже в аспекте актуальности провозглашаемых истин! Душеполезнее будет взглянуть на феномен «Виктор Цой- кумир миллионов», как на прообраз Антихриста. Безоговорочное поклонение красивому, гениальному, невероятно харизматичному супер-человеку, герою несущему правду изможденному глобальным враньем человечеству — соблазн против которого не устоят даже многие христиане Последних лет. Очень доброе и мягкое предупреждение . Витя, прости! Я тебя люблю!
С мыслью о том, что Цоя нельзя ставить на пьедестал, как кумира, и биться лбом перед ним, я согласна. Но ИМХО, для меня христианство ничем не лучше поклонения Цою.
Никому не надо поклоняться, ни за кого не надо прятаться — ни за Христа, ни за Цоя. Надо пытаться услышать, что хотели сказать эти люди своими словами. И идти своим путем, развиваться.
Помните, у того же Цоя: и вдруг нам становится страшно что-то менять?
Так вот всем: и «фанатам Цоя» .и «истинным христианам» страшно что-то менять. Страшно отбросить свои щиты и быть собой.
Судя по высказыванию Вы ничего не смыслите в христианстве. Иисус Христос не учитель с набором проповедей. Хоршо, что хоть Цоя пытаетесь услышать…
Мыслить так трудно — поэтому большинство людей судят, в том числе по высказываниям:)