1988-89 – «Звезда по имени Солнце»
Опубликовано 05.05.2010 - В рубриках: Статьи
Это один из немногих альбомов, записанных на профессиональной студии, а не в домашних условиях. Администратор КИНО на тот момент, Юрий Белишкин, договорился со студией Валерия Леонтьева на ВДНХ В то время это была одна из самых лучших студий Москвы.
К тому моменту, когда этот альбом начали записывать (в декабре 1988 года), у группы «КИНО» началась популярность и гастроли. Поэтому они теперь могли иметь выход на профессиональные студии звукозаписи. Звукорежиссером в «Звезде по имени Солнце был Михаил Кувшинов. Позже он стал руководителем студии «Кристальная музыка» и саунд продюсером Линды.
Он вспоминает: «В один прекрасный момент ко мне подошел директор Леонтьева и сказал: вот Миша, надо поработать. Есть наши друзья, Виктор Цой и группа КИНО.
Я не могу сказать, что я был фанатом КИНО или сейчас являюсь фанатом Цоя, но глубина текстов меня поражала всегда. Поэтому я с каким-то трепетом приступил к этой работе. Не могу сказать, что сразу мы нашли контакт. Довольно часто у нас возникали технические проблемы. Это была первая запись группы на профессиональной студии, поэтому возникало много технических проблем. Вот они привыкли так, а на самом деле надо писать так. Но где-то дня через два-три мы очень притерлись, и неожиданно для меня мы здорово подружились. То есть мы сблизились очень сильно, и работа просто пошла в кайф…
Писали с утра до ночи. Не замечали абсолютно время, усталости не было никакой. Было просто очень интересно работать: мы искали новое звуковое решение для звучания группы. Уже почти заканчивали альбом, когда решили отслушать материал, полность от начала до конца. И после отслушивания все вместе сказали: все здорово, но это не КИНО.
Тогда мы начали думать, что к чему. Витя предложил: а давайте попробуем сравнить, что отличает эту запись от всех предыдущих? Начали слушать, и все пришли к выводу, что Витин голос, записанный профессиональным микрофоном…не звучит как-то. Витя полез в свою гитару и вытащил оттуда какой-то бытовой японский микрофончик, с которым были записаны все предыдущие альбомы. Мы перезаписали все голосовые треки от начала до конца за один день. И вот тогда это зазвучало непосредственно как группа КИНО.
Это было чуть хуже по качеству….вернее, «чуть» — это скромно сказано. Но зато это зазвучало так, как все к этому привыкли.»
30 декабря 1988 года альбом был полностью готов. Группа решила придержать выпуск альбома до осени 89 года, чтоб не ухудшать продажи «Группы крови».Официально альбом так и не вышел. Музыкантам пришлось записывать альбом за собственные деньги и тиражировать его через кооператив «Гармония». Поскольку отпечатать альбом на пластинке не удалось, участники группы не получили с его распространения ни копейки. Только в 1996 году альбом был издан на компакт-дисках с ремастерингом, и тогда у него появилась та самая знаменитая обложка черного цвета с «солнечным затмением», ставшая и логотипом группы. До этого обложка выглядела иначе.
Многие считают, этот альбом – повторение.
Из рецензии на альбом «Звезда по имени солнце». А. Струков, «Рокси», № 15,1990
« «звезда» из тех альбомов, о которых сказать что-нибудь дельное можно будет лишь спустя какое-то время. Поэтому лишь несколько мыслей.
Динамичное начало немедленно подняло меня на ноги, хотя я уже забыл, когда последний раз танцевал. Тут же приятно ошеломил неожиданный, характерно «волновой» звук клавишей и…. Цой затягивает ве ту же свою долгую песню, которую до сих пор мало кто понимает. Но что бросается в глаза – признанный певец ночи запел о том, что «есть еще белые-белые дни», и день как бы освещает альбом. Это очень важный момент. Да, ночь для нас – благодатное и плодотворное время, она уже давно дает нам надежный приют. Но день – сильнее. День – это обязательно солнце. Ориентир на солнце вообще исконен в русской народной традиции, и с этой точки зрения совершенно неудивительна русско-народная распевная мелодика некоторых песен альбома…
…а что касается той самой долгой песни Цоя, то сколько уже лет он твердит «одно лишь слово – верь !»
Действительно, «звезда по имени солнце» продолжает выбранную группой линию – драм-машина вместо живых барабанов, минималистичные партии соло-гитары, соблюдение всех требований актуальности, серьезные тексты, специфичный голос Цоя. Даже по концепции он чем-то близок «Группе крови»: заглавная песня – тоже о войне и тоже «образная», одна акустическая композиция, как и «Группе Крови», разбавление общего серьезного настроя достаточно легкой, прямо тки дискотечной «Место для шага вперед».
Не стоит упрекать Цоя в самоповторах. Ведь между песнями из «Звезды по имени Солнце» и песнями из «Группы крови» все же не такой уж большой разрыв. Например, «Звезда по имени солнце», «мечто для шага вперед» были написана во время съемок «Иглы»
Музыкального разнообразия в альбоме, как мне кажется, меньше, чем в «Группе крови». В текстах все чаще и чаще метафоры, так или иначе, связанные с войной. Но если 2группа Крови» — это призыв к силе, демонстрация этой самой внутренней силы, то «Звезда по имени солнце» гораздо мрачнее и по музыке, и по текстам. В ней уже безотчетная тоска и безысходность, хотя герой продолжает сражение. Но тут он решается на поступок в окружении мрачных декорации, тогда как в «Группе Крови» он был не один и это был «наш день»
У меня музыка ассоциируется с определенными цветами. Так вот, альбом «Группа Крови» мне видится как буйство красок, множество контрастов и насыщенные яркие цвета, то в «Звезде по имени Солнце» цвета становятся более приглушенным, и все больше черного и серого. Это не из-за однообразия музыки, а из-за самого настроения.
Другое изменение, которое хорошо заметно в этом альбоме – ирония проявляется уже не в отдельных песнях, а пронизывает все тексты, хотя это и незаметно. Нужно лишь внимательно слушать.
Ну и наконец – та самая русская песенная мелодика. Она проявлялась еще в альбоме «45», и вернулась к Цою в «Звезде по имени солнце». Между этими двумя альбомами у цоя ее практически не слышно. Я считаю, что именно в «звезде по имени солнце» зарождается «русский постпанк».
Комментарии
Оставьте отзыв