1982 – «45»
Опубликовано 20.04.2010 - В рубриках: Статьи
Первый альбом группы КИНО. Записан на студии Андрея Тропилло при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов из АКВАРИУМА. Именно Борис убедил Тропилло в том, что эту группу просто необходимо записать, увидев в песнях Цоя что-то необычное для себя. Тогда группа КИНО состояла из двух человек – Виктора Цоя, который был автором песен и Алексея Рыбина, гитариста и «администратора». Альбом назван по длительности звучания – 45 минут. Но впоследствии одна песня – «Асфальт» была исключена из альбома, и длительность звучания стала на три минуты меньше.
Надо сказать особое слово о студии, в которой был записан этот альбом и все последующие альбомы КИНО до «Ночи». Это была знаменитая в тех кругах студия, на которой были записаны альбомы Аквариума, Алисы и многих других. Сама студия размещалась в Доме пионеров и школьников где-то на Охте, основанная Андреем Тропилло в 79 году. Вот как описывает эту студию и ее хозяина Алексей Рыбин в книге «Кино с самого начала»
«Несколько комнаток, выделенных под студию звукозаписи охтинским пионерам и школьникам, были завалены разнокалиберной полуразобранной и полусобранной аппаратурой – здесь, видимо, шел постоянный процесс обновления, из трех старых пультов собирался одни новый, из одного длинного шнура — -три коротких, на стенах висели гроздья микрофонов разных марок. Проходя по комнаткам, мы натыкались то на одинокий барабан без пластика, то на гитару без грифа, ноги попадали в капканы из гитарных струн, петли которых валялись там и сям на полу. Сама камера звукозаписи, была, правда, в идеальном порядке, но мы увидели ее чуть позже, а пока мы встретили только хозяина этого местечка. Андрей Тропило был одент в серые просторные брюки, висевшие мешком, войлочные домашние тапочки и какой-то серенький свитерок. Лицо звукорежиссера заросло усами, бородой и неопрятными сальными волосами, свисавшими на лицо и иногда закрывавшими умные, проницательные глаза»
Вот воспоминания самого Андрея Тропило:
«…Боря, надо сказать, принимал участие в записи первого альбома «45». По крайней мере, он включал магнитофон, когда я выходил, и поэтому одна из песен – «Восьмиклассница» — оказалась записанной на девятой скорости. Потому что он включил случайно не ту скорость магнитофона. Я сделал баланс, а когда мы писали, то надо было включать, выключать. Боря любит – то они курят, то они пьют, то они разговаривают….Мне иногда это надоедало, и я выходил куда-нибудь. На этот случай надо было включить магнитофон. Поэтому некоторое количество материала оказалось записанным с браком и его нельзя сейчас выпускать на «Мелодии»…
Поскольку состава у группы толком то и не было на тот момент, то вместо настоящих барабанов была использована драм-машина. Как видно из воспоминаний Алексея Рыбина, на этой записи электронные барабаны были для Цоя в новинку, и никто не думал, что позже именно использование драм-машины станет одной из отличительных черт будущей легенды русского рока. Вообще, эта запись была для Цоя и Рыбина первым опытом студийной работы, и все особенности этого были им в новинку.
Андрей Тропило говорит, что альбом 45 – на самом деле, практически сольный альбом Цоя, Рыбина там практически нет, и Виктор делал все сам, а в конце Рыбин вообще куда-то исчез. Но конечно, большую помощь оказали «аквариумисты».
Программированием отечественного ритм-бокса «Электроника» занимался Михаил «Фан» Васильев из АКВАРИУМА». Не было в группе и басиста, и на басу играл Цой. Алексей Рыбин исполнял соло на гитаре, одолженной у Бориса Гребенщикова. Также играл на гитаре сам Гребенщиков а кроме того, как говорил Тропилло, он же был саунд-продюсером а также в двух песнях ( Алюминиевые огруцы» и «солнечные дни») сыграл на металлофоне. практически все «аквариумисты» и Тропилло вместе с «киношниками» подпевали в песне «Время есть, а денег нет». Также в записи участвовали Всеволод Гаккель – его виолончель можно услышать в «Моих друзьях», и Дюша Романов – играл на флейте. Оформление альбома делал Алексей Вишня, еще один звукорежиссер, тогда — молодой человек, мечтавший стать музыкантом, можно сказать. «фанат» группы КИНО с первого же раза, как только их услышал. Он делал фотографии для обложки, а Марьяна писала пером заднюю сторону.
Как говорит Андрей Тропилло, запись эта была любительской, сделана прямиком вживую, или с одним наложением на магнитофоне «Тембр». Впоследствии Цой говорил об этой записи в 83 году: «Потом была сделана пленка. Записали ее в принципе быстро, но между днями записи были большие паузы. Она не дописана, вышла без наложений, голый костяк, такой «бардовский вариант». Я успел только в три песни наложить бас, и то сам накладывал. Мы, бы, конечно, доделали, но вышла какая-то лажа со студией, и мы выпустили пленку. Слушать ее мне было стыдно, но уже сейчас, задним умом понимаю – Борис был прав, пленка сделала свое дело. На мое удивление она очень быстро и хорошо разошлась».
В более поздние времена Цой говорил, что «45» ему из прошлых альбомов нравится больше всего, хотя он и признавал, что «вырос» из этих песен.
«Он стал довольно популярным в узких кругах любителей рок-музыки, хотя это не рекламировалось и не снималось по телевидению. У нас же появилась некоторая репутация, даже авторитет, мы могли уже сами выходить на какие-то студии.» (май 89)
Александр Титов характеризует этот альбом как совершенно не имеющий отношения к современной музыке. Это очень чистая, искренняя по подаче, но типично городская дворовая музыка, отличающаяся романтичностью.
Поскольку альбом был записан с участием музыкантов АКВАРИУМА, то неудивительно, что по звуку он был весьма схож с АКВАРИУМОМ тех лет. Кроме того, сближало их и то, что они записаны на тропилловской студии, обладавший особенным звуком.
Изначально, Цой, конечно, хотел несколько иного результата, чем то что получилось в итоге. Во-первых, он хотел, чтобы в альбом вошел весь его репертуар, но пришлось сразу отобрать и записать лишь 14 песен. Кроме того, уже в то время, по словам БГ, он хотел не акустики, а электрической, современной музыки, того звука, который появился впоследствии, но не мог этого объяснить в силу отсутствия опыта. Поэтому альбом получился таким, каким его могли записать музыканты АКВАРИУМА
Тексты этого альбома отличаются от других большей «приземленностью», описывают то, что автор видел вокруг непосредственно – жизнь начинающего рок-музыканта, вечные попойки, походы в гости, безденежье, болтание по улицам. Этот альбом, можно сказать энциклопедия тогдашней рок-жизни. Да и вообще, эти песни можно назвать портретом подростка – на все времена. Почему тогда это казалось таким новым, шокирующее-удивительным, почему БГ сразу же увидел талант Цоя, в этих простых и прозаически-романтичных зарисовках жизни «бездельника»? Это легко можно понять, если сравнить песни тогдашнего Цоя с песнями других рок-групп. Это были пафосные рок-клубовские «гимны», интеллектуальные выверты самого БГ, та же прозаичность была и у Майка, но он писал от лица более старшего поколения, да и музыка у него была другая. Цой нов именно тем, что соединил романтизм, трепетное восприятие мира с этой обыденностью. Такого действительно ни у кого не было. Уже тогда это было не просто описание его бесшабашной жизни – это были первые попытки осознать себя во всем этом. И конечно, были и эксперименты – например, «Асфальт», «Алюминиевые огурцы», «Ситар играл» в духе БГ и Майка.
При том, что самого Цоя эта пленка не совсем устраивала, те, кто стоит у истоков группы КИНО (Рыбин, Валинский), считают песни этого альбома самыми лучшими. Неудивительно, ведь все что делается при тебе, конечно, лучше, чем то, что сделали без тебя, пусть оно объективно и записано лучше, и с более зрелыми текстами. Лично я считаю, что многие песни с этого альбома очень хорошие, в них уже есть эта типично цоевская мелодика, отчего слушать их приятно. В них Цой проявляется очень ярко как автор песен, еще и потому, что в альбоме очень отчетливо виден именно его вклад. Впрочем, как мне кажется, плохих песен он писать просто не умел, но есть более яркие, а есть песни, где его индивидуальность размыта, и вот на «45» как раз очень много таких «ярких» песен. Но в то же время это только первый и не самый сильный «всплеск» его таланта.
Комментарии
Оставьте отзыв